Поиск по творчеству и критике
Cлово "1946"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. В.М.Борисов. Река, распахнутая настежь
Входимость: 33. Размер: 108кб.
2. Борисов В. М.: Река, распахнутая настежь
Входимость: 29. Размер: 81кб.
3. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 8, страница 1)
Входимость: 20. Размер: 50кб.
4. Блох А.: На пути. 1946-1957
Входимость: 10. Размер: 29кб.
5. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XXXVIII. Глухая пора
Входимость: 9. Размер: 56кб.
6. Лекции: Борис Леонидович Пастернак (неизвестный автор)
Входимость: 8. Размер: 68кб.
7. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Эдуард Бабаев
Входимость: 5. Размер: 31кб.
8. Пастернак Евгений: К читателю
Входимость: 4. Размер: 32кб.
9. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Лидия Чуковская
Входимость: 4. Размер: 135кб.
10. Борис Пастернак и власть. 1956–1960 гг. 28.10.1958. Записка Отдела культуры ЦК КПСС об итогах обсуждения на собраниях писателей вопроса "О действиях члена Союза писателей СССР Б. Л. Пастернака, несовместимых со званием советского писателя"
Входимость: 4. Размер: 18кб.
11. Катаева Тамара: Другой Пастернак - Личная жизнь. Темы и вариации. Не до конца прожитые жизни
Входимость: 4. Размер: 20кб.
12. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Эмма Герштейн
Входимость: 4. Размер: 49кб.
13. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Зинаида Пастернак
Входимость: 3. Размер: 159кб.
14. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Елизавета Черняк
Входимость: 3. Размер: 51кб.
15. Пастернак Е.: Хроника прошедших лет
Входимость: 3. Размер: 128кб.
16. Борис Пастернак: Женщины его боготворили (автор неизвестен)
Входимость: 3. Размер: 30кб.
17. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Николай Любимов
Входимость: 2. Размер: 87кб.
18. Катаева Тамара: Другой Пастернак - Личная жизнь. Темы и вариации. Серия невынужденных ошибок
Входимость: 2. Размер: 25кб.
19. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 8, страница 5)
Входимость: 2. Размер: 38кб.
20. Борис Пастернак и власть. 1956–1960 гг. 04.06.1960. Информация Отдела культуры ЦК КПСС о похоронах Б. Л. Пастернака
Входимость: 2. Размер: 8кб.
21. Катаева Тамара: Другой Пастернак - Личная жизнь. Темы и вариации. Любовь
Входимость: 2. Размер: 61кб.
22. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 8, страница 2)
Входимость: 2. Размер: 45кб.
23. Быков Дмитрий: Сын сапожника и сын художника
Входимость: 2. Размер: 90кб.
24. Жизнь Б. Л. Пастернака в датах и фактах
Входимость: 2. Размер: 11кб.
25. Катаева Тамара: Другой Пастернак - Личная жизнь. Темы и вариации. Во всю ширину плаща
Входимость: 2. Размер: 37кб.
26. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 3, страница 1)
Входимость: 2. Размер: 46кб.
27. Борис Пастернак и власть. 1956–1960 гг. 18.02.1959. Записка Комитета госбезопасности при СМ СССР о материалах "в отношении писателя Пастернака Б. Л. "
Входимость: 2. Размер: 19кб.
28. Халина Татьяна: Пастернак Борис Леонидович
Входимость: 2. Размер: 57кб.
29. Шатин Ю. В.: Художественное время Бориса Пастернака - история, ставшая метафизикой
Входимость: 2. Размер: 25кб.
30. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Михаил Поливанов
Входимость: 2. Размер: 56кб.
31. Биография (неизвестный автор, вариант 4)
Входимость: 2. Размер: 28кб.
32. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XXXII. "Гамлет". Театр террора
Входимость: 2. Размер: 41кб.
33. Клинг О.: Борис Пастернак и символизм
Входимость: 2. Размер: 94кб.
34. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Корней Чуковский
Входимость: 2. Размер: 72кб.
35. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Анатолий Тарасенков
Входимость: 2. Размер: 88кб.
36. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Анастасия Баранович-Поливанова
Входимость: 2. Размер: 17кб.
37. Борис Пастернак и Ольга Ивинская (автор неизвестен)
Входимость: 2. Размер: 22кб.
38. Биография (неизвестный автор, вариант 2)
Входимость: 2. Размер: 23кб.
39. Любимые женщины Бориса Пастернака (автор неизвестен)
Входимость: 2. Размер: 8кб.
40. Поливанов А.: Пастернак и Шолохов в невольной борьбе за Нобелевскую премию 1958 года (по данным архивных материалов Шведской Академии)
Входимость: 2. Размер: 31кб.
41. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 3, страница 5)
Входимость: 1. Размер: 99кб.
42. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава V. "Сердарда"
Входимость: 1. Размер: 38кб.
43. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 4, страница 3)
Входимость: 1. Размер: 70кб.
44. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Галина Нейгауз
Входимость: 1. Размер: 44кб.
45. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XXXVII. "Зарево". Победа
Входимость: 1. Размер: 48кб.
46. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Лев Горнунг
Входимость: 1. Размер: 70кб.
47. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 6, страница 4)
Входимость: 1. Размер: 69кб.
48. Нобелевская премия Бориса Пастернака. Воспоминания сына
Входимость: 1. Размер: 16кб.
49. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 9, страница 3)
Входимость: 1. Размер: 36кб.
50. Финкель В.: Борис Пастернак. Трагедия великого поэта
Входимость: 1. Размер: 28кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. В.М.Борисов. Река, распахнутая настежь
Входимость: 33. Размер: 108кб.
Часть текста: Река, распахнутая настежь К творческой истории романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго" Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к свету и величию Своею жертвой путь прочертишь. Борис Пастернак Герой романа Пастернака "с гимназических лет мечтал о прозе, о книге жизнеописаний, куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнезд мог вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидеть и передумать. Но для такой книги он был еще слишком молод, и вот он отделывался вместо нее писанием стихов, как писал бы живописец всю жизнь этюды к большой задуманной картине". Это описание мечты Юрия Живаго, как и многое другое в романе, замешено на автобиографических "дрожжах" и может быть отнесено к творческому опыту самого автора. Состояние "физической мечты о книге", которая "есть кубический кусок горячей, дымящейся совести - и больше ничего", владело Пастернаком с первых шагов в литературе, сопровождаясь ясным пониманием того, что "неумение найти и сказать правду - недостаток, которого никаким умением говорить неправду не покрыть". "Стихи значат гораздо меньше для меня, чем Вы, по-видимому, думаете, - писал Пастернак в мае 1956 г. одной из своих корреспонденток, возражая против трактовки его как поэта по преимуществу. - Они должны уравновешиваться и идти рядом с большой прозой, им должна сопутствовать новая, требующая точности и все еще не...
2. Борисов В. М.: Река, распахнутая настежь
Входимость: 29. Размер: 81кб.
Часть текста: скрытых взрывчатых гнезд мог вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидеть и передумать. Но для такой книги он был еще слишком молод, и вот он отделывался вместо нее писанием стихов, как писал бы живописец всю жизнь этюды к большой задуманной картине". Это описание мечты Юрия Живаго, как и многое другое в романе, замешено на автобиографических "дрожжах" и может быть отнесено к творческому опыту самого автора. Состояние "физической мечты о книге", которая "есть кубический кусок горячей, дымящейся совести - и больше ничего", владело Пастернаком с первых шагов в литературе, сопровождаясь ясным пониманием того, что "неумение найти и сказать правду - недостаток, которого никаким умением говорить неправду не покрыть". "Стихи значат гораздо меньше для меня, чем Вы, по-видимому, думаете, - писал Пастернак в мае 1956 г. одной из своих корреспонденток, возражая против трактовки его как поэта по преимуществу. - Они должны уравновешиваться и идти...
3. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 8, страница 1)
Входимость: 20. Размер: 50кб.
Часть текста: и на наших скромных занятиях". Победа была результатом общего подвига, она была куплена ценою огромных потерь и лишений. Каждый с болью чувствовал свой неоплатный долг перед погибшими: Зло будет отмщено, наказано, А родственникам жертв и вдовам Мы горе облегчить обязаны Еще каким-то новым словом. Клянемся им всем русским гением, Что мученикам и героям Победы одухотворением Мы вечный памятник построим. Праздничное предвестье конца всемирной вражды и начала свободного производительного существования было исторической атмосферой тех лет. Начатый зимой 1945-46 года роман "Доктор Живаго" стал по замыслу Пастернака художественным воплощением этих надежд. Необходимость такой работы подкреплялась многими обстоятельствами. Большое значение имели вечера чтений, которые по инициативе П. И. Лавута устраивались в университете, Политехническом музее и Доме ученых. После своих выступлений начала 30-х годов, когда аудитория плохо понимала его, а пресса искажала смысл сказанного и приходилось затем оправдываться и объясняться, после...
4. Блох А.: На пути. 1946-1957
Входимость: 10. Размер: 29кб.
Часть текста: Оксфорда Сесил Морис Баура — известный в мире английский славист и общепризнанный знаток русской поэзии Серебряного века, переводчик стихов не только Пастернака, но и Александра Блока, Осипа Мандельштама и ряда других отечественных лириков. В том году кандидатура Пастернака не привлекла внимания членов Комитета. В их архивах уже накопился контингент претендентов на нобелевскую награду, много лет представлявшихся авторитетными знатоками литературы первой половины нового столетия. Лауреатом Нобелевской премии 1946 года стал тогда выдающийся немецкий романист Герман Гессе, проживавший в Швейцарии и особо прославившийся в годы Второй мировой войны романом-утопией «Игра в бисер» — итогом многолетних нравственных исканий, который появился на книжных полках в 1943 году. Осталось нереализованным и повторное представление Бауры в следующем, 1947 году. И тогда награду присудили более чем достойному претенденту — французскому писателю и эссеисту Андре Жиду, который также номинировался в предыдущие годы не единожды. В следующем, 1948 году очередного предложения от оксфордского поклонника творчества Пастернака в Нобелевском комитете так и не дождались. Третье предложение Бауры было зафиксировано в номинационном списке лишь год спустя — в 1949-м. О причинах пропуска 1948 года остается только гадать. Напрашивается и вполне банальное предположение: запоздало поступление номинации по почте в Стокгольм, то есть пришло после 31 января соответствующего года. По узаконенному в нобелевских комитетах регламенту в подобных случаях такие номинации не аннулируются, а переносятся на рассмотрение на следующий год. В данном случае на год...
5. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XXXVIII. Глухая пора
Входимость: 9. Размер: 56кб.
Часть текста: мрачнейшая из советских эпох. Именно после нее оттепель стала неизбежной — режим достиг апогея, вспух и перезрел, перестал сознавать свои границы и чуть не довел страну и мир до катастрофы, по сравнению с которой и Третий рейх, и Вторая мировая показались бы бледным наброском. Проще всего проследить эту динамику по тогдашней прессе: примерно до конца июля в газетах и журналах попадаются еще живые стихи и рассказы, без напыщенной трескотни. Но уже с осени сорок пятого все победы начинают приписываться Сталину, простой солдат исчезает со страниц, а место его занимает ура-патриотический муляж, только и думающий о том, как бы поскорее отдать жизнь за Родину и любимого вождя. В тридцатых Сталин еще сравнивал себя с Лениным, в сороковых — с Грозным, но в пятидесятых ему уже мерещится как минимум Тамерлан (и Сталинскую премию начинают вручать за исторические эпопеи о Золотой Орде — хитом школьных библиотек становится «Батый» В. Яна). В сорок седьмом страну охватывает поистине общенациональная депрессия,— и в это же время Пастернак, у которого седьмой год десятилетия всегда обозначает начало творческого подъема, переживает почти эйфорию. В чем тут было дело? Не радовался же он позору и вырождению своей страны? Нет, разумеется. В сорок седьмом сама мысль о том, чтобы оправдывать действия Сталина и его окружения какой бы то ни было необходимостью, не могла прийти в...
6. Лекции: Борис Леонидович Пастернак (неизвестный автор)
Входимость: 8. Размер: 68кб.
Часть текста: 1990. 5. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М., МГУ, 1998. 6. Лейдерман, Липовецкий. Современная русская литература в 2 частях. М., 2003. 7. Мусатов В. В. История русской литературы ХХ в. (советский период). М., 2001. 8. Русская литература ХХ века/под ред проф. Мищенчука. Мн., 2004. 9. Русская литература ХХ века в 2 частях/под ред. проф. Кременцова. М., 2003. ЛЕКЦИЯ I. БИОГРАФИЯ И МИРОВОСПРИЯТИЕ Б. ПАСТЕРНАКА ПЛАН 1. Истоки оптимистического мироощущения. 2. Путь от музыки и философии к художественному творчеству. 3. Б. Пастернак в 20–е и 30–е годы. 4. Б. Пастернак в 40–е и 50–е годы. Известный эмигрантский русский писатель С. Довлатов как–то сказал: есть высший класс в литературе – это сочинительство: создание новых, собственных миров и героев. И есть еще класс как бы попроще, пониже сортом – описательство, рассказывание – того, что было в жизни. Себя С. Довлатов относил к последним. А вот писатель, о котором пойдет разговор, принадлежит к первым. В своих стихах, прозе он создал свой собственный неповторимый художественный мир. Отличительной чертой этого художественного мира является идея приятия мира, благоговения перед жизнью. «ТОТ УДАР – ИСТОК ВСЕГО» На протяжении всего творческого пути Б. Пастернак настойчиво полемизировал с романтизмом, видя в романтизме «целое мировосприятие» – «понимание жизни как жизни поэта». В «Охранной грамоте» Пастернак писал о сознательной ломке своей поэтической манеры в самом начале творчества, – он, по его словам, отказался от романтического самовыражения, дабы избежать сходства с поразившим его В. Маяковским. Свой творческий метод (реалистический) Б. Пастернак противопоставил романтическому методу, которому присуще стремление расколоть мир на...
7. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Эдуард Бабаев
Входимость: 5. Размер: 31кб.
Часть текста: Без такого пропуска нельзя было купить билета на вокзале. Я был студентом. И Надежда Яковлевна Мандельштам, пре­подававшая английский язык в университете, узнав о том, что я собираюсь в Москву, страшно разволновалась и попросила меня передать Борису Пастернаку ее записку. В этой записке было сказано, что она жива и работает на геогра­фическом факультете Среднеазиатского университета в Ташкенте. И больше — ничего. Меня никто не провожал. До отхода поезда оставалось несколько минут, и я вышел из вагона, чтобы подышать свежим воздухом. И вдруг увидел на перроне Владимира Липко. Он был поэт и переводчик, изящный человек в высокой шапке и с тростью в руке. Липко еще издали заметил меня, помахал мне рукой и стал пробираться через толпу к моему вагону. Он прекрасно читал стихи с эстрады: Если я уеду из Герата, вспомнит ли хоть кто-нибудь меня? На стене лишь сизый свет заката, вспомнит ли хоть кто-нибудь меня? Читал нараспев, растягивая гласные. И получалось очень хорошо. Но в обыденной речи он заикался, испытывая большие за­труднения, особенно в словах, которые начинаются с согласного звука. — П-передайте, — сказал он, когда мой поезд уже тронулся и проводник...
8. Пастернак Евгений: К читателю
Входимость: 4. Размер: 32кб.
Часть текста: 1988) эта литература начинает быстро пополняться отечественной критикой. Поразительно разнообразие трактовок этого произведения, написанного с намеренной стилистической простотой. Недаром один из читателей написал в "Огонек", что затратил много усилий, пытаясь даже читать между строк, и при этом не обнаружил ничего, способного послужить причиной многолетнего запрета, наложенного у нас на "Доктора Живаго". Тут возразить нечего. Автор романа меньше всего думал о публицистике и политическом споре. Он ставил себе совсем иные - художественные - задачи. В этом причина того, что, став вначале предметом политического скандала и небывалой сенсационной известности, книга постепенно превратилась в объект спокойного чтения, любви, признания и изучения. Художник, по определению Райнера Марии Рильке, одного из самых духовно близких Пастернаку европейских писателей XX века, это человек, который пишет с натуры. Его цель - неискаженно передать, как он сам воспринимает события внешнего мира. Пластически воплотить, преобразить эти события в явления мира духовного, мира человеческого восприятия. Дать этим событиям новую, в случае успеха длительную жизнь в памяти людей и образе их существования. В молодости Пастернак писал: "Недавно думали, что сцены в книге инсценировки. Это заблуждение. Зачем они ей? Забыли, что единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас. Неумение найти и сказать правду - недостаток, которого никаким умением...
9. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Лидия Чуковская
Входимость: 4. Размер: 135кб.
Часть текста: на пологом, пустом, выжженном солнцем участке. Шофер притормозил, и я через опущенное стекло спросила, где дача Чуковского. Он вы­прямился, отряхивая землю с колен и ладоней, и, прежде чем объяснить нам дорогу, с таким жадным любопытством оглядел машину, шофера и меня, будто впервые в жизни увидал автомо­биль, таксиста и женщину. Гудя, объяснил. Потом бурно: «Вы, наверное, Лидия Корнеевна?» — «Да», — сказала я. Поблагода­рив, я велела шоферу ехать и только тогда, когда мы уже снова пересекли шоссе, догадалась: «Это был Пастернак! Явление при­роды, первобытность». 28/XL 46. В 2, как условились, меня принял Симонов. Снача­ла дал список поэтов, у которых надо добыть стихи не позже 15 де­кабря — по три от каждого — лирические и «без барабанного боя». — Я хочу сделать подборку: «в защиту лирики». В конце кон­цов двадцать поэтов вряд ли обругают, а если обругают, то редак­тора — что ж, пусть... Потом дал мне папку: — Сядьте в уголке и разберитесь в этих стихах — я уж совсем запутался. Я села в...
10. Борис Пастернак и власть. 1956–1960 гг. 28.10.1958. Записка Отдела культуры ЦК КПСС об итогах обсуждения на собраниях писателей вопроса "О действиях члена Союза писателей СССР Б. Л. Пастернака, несовместимых со званием советского писателя"
Входимость: 4. Размер: 18кб.
Часть текста: Правления Союза писателей СССР, бюро Оргкомитета Союза писателей РСФСР, Президиума Правления Московского отделения Союза писателей, состоявшихся 25 и 27 октября сего года. На этих заседаниях был обсужден вопрос «О действиях члена Союза писателей СССР Б. Л. Пастернака, несовместимых со званием советского писателя». На собрании партийной группы 25 октября присутствовало 45 коммунистов-писателей. В обсуждении вопроса приняло участие 30 человек. Все выступавшие в прениях товарищи с чувством гнева и негодования осудили предательское поведение Пастернака, пошедшего на то, чтобы стать орудием международной реакции в ее провокациях, направленных на разжигание холодной войны. Единодушное мнение всех выступавших сводилось к тому, что Пастернаку не может быть места в рядах советских писателей. Однако в ходе прений некоторые товарищи высказывали мнение о том, что Пастернака не следует исключать из членов Союза писателей немедленно, так как это будет использовано международной реакцией в ее враждебной работе против нас. Эту точку зрения...