Поиск по творчеству и критике
Cлово "1945"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 7, страница 5)
Входимость: 12. Размер: 21кб.
2. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 8, страница 1)
Входимость: 10. Размер: 50кб.
3. В.М.Борисов. Река, распахнутая настежь
Входимость: 8. Размер: 108кб.
4. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XXXVII. "Зарево". Победа
Входимость: 8. Размер: 48кб.
5. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Исайя Берлин
Входимость: 8. Размер: 53кб.
6. Борисов В. М.: Река, распахнутая настежь
Входимость: 6. Размер: 81кб.
7. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Зинаида Пастернак
Входимость: 4. Размер: 159кб.
8. Биография (неизвестный автор, вариант 1)
Входимость: 4. Размер: 13кб.
9. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Елизавета Черняк
Входимость: 3. Размер: 51кб.
10. Биография (Энциклопедия Кругосвет)
Входимость: 3. Размер: 13кб.
11. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XXXVIII. Глухая пора
Входимость: 3. Размер: 56кб.
12. Быков Дмитрий: Сын сапожника и сын художника
Входимость: 3. Размер: 90кб.
13. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Елена Берковская
Входимость: 3. Размер: 78кб.
14. Соломин Владимир: Собеседник сердца (этюды о Пастернаке)
Входимость: 2. Размер: 113кб.
15. Катаева Тамара: Другой Пастернак - Личная жизнь. Темы и вариации. Не до конца прожитые жизни
Входимость: 2. Размер: 20кб.
16. Жизнь Б. Л. Пастернака в датах и фактах
Входимость: 2. Размер: 11кб.
17. Блох А.: На пути. 1946-1957
Входимость: 2. Размер: 29кб.
18. Вишневецкий Иззи: Сталин и Пастернак
Входимость: 2. Размер: 33кб.
19. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XXVIII. В зеркалах: Сталин
Входимость: 2. Размер: 119кб.
20. Борис Пастернак и власть. 1956–1960 гг. 31.10.1958 Стенограмма заседания Общемосковского собрания писателей СССР "О поведении Б. Пастернака"
Входимость: 2. Размер: 87кб.
21. Пастернак Е.: Хроника прошедших лет
Входимость: 2. Размер: 128кб.
22. Биография (Гуманитарный словарь - 2002)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
23. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Нина Табидзе
Входимость: 2. Размер: 39кб.
24. Борис Пастернак и власть. 1956–1960 гг. 18.02.1959. Записка Комитета госбезопасности при СМ СССР о материалах "в отношении писателя Пастернака Б. Л. "
Входимость: 2. Размер: 19кб.
25. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Эдуард Бабаев
Входимость: 2. Размер: 31кб.
26. Пастернак Евгений: К читателю
Входимость: 2. Размер: 32кб.
27. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 8, страница 3)
Входимость: 1. Размер: 32кб.
28. Халина Татьяна: Пастернак Борис Леонидович
Входимость: 1. Размер: 57кб.
29. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Анастасия Цветаева
Входимость: 1. Размер: 15кб.
30. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Валентин Берестов
Входимость: 1. Размер: 21кб.
31. Биография (неизвестный автор, вариант 2)
Входимость: 1. Размер: 23кб.
32. Биография (неизвестный автор, вариант 4)
Входимость: 1. Размер: 28кб.
33. Биография (неизвестный автор, вариант 3)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
34. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Лев Горнунг
Входимость: 1. Размер: 70кб.
35. Катаева Тамара: Другой Пастернак - Личная жизнь. Темы и вариации. Мертвая львица
Входимость: 1. Размер: 12кб.
36. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 7, страница 2)
Входимость: 1. Размер: 36кб.
37. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XXVII. Первый съезд. "Грузинские лирики"
Входимость: 1. Размер: 32кб.
38. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава VII. Очерк пути
Входимость: 1. Размер: 38кб.
39. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава VIII. "Центрифуга". "Поверх барьеров". Урал
Входимость: 1. Размер: 67кб.
40. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Корней Чуковский
Входимость: 1. Размер: 72кб.
41. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 8, страница 5)
Входимость: 1. Размер: 38кб.
42. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 7, страница 1)
Входимость: 1. Размер: 31кб.
43. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 7, страница 4)
Входимость: 1. Размер: 45кб.
44. Могилы знаменитостей. Московский некрополь. Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
45. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XXXII. "Гамлет". Театр террора
Входимость: 1. Размер: 41кб.
46. Борис Пастернак. Шопен
Входимость: 1. Размер: 10кб.
47. Борис Пастернак: Женщины его боготворили (автор неизвестен)
Входимость: 1. Размер: 30кб.
48. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Основные даты жизни и творчества Бориса Пастернака
Входимость: 1. Размер: 26кб.
49. Вильмонт Н.: О Борисе Пастернаке
Входимость: 1. Размер: 47кб.
50. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Александр Гладков
Входимость: 1. Размер: 63кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 7, страница 5)
Входимость: 12. Размер: 21кб.
Часть текста: Это круг идей, только еще намеченных и требующих продолжения, но ими я начал свой новый, 1944 год" 87 . Сергей Дурылин, получив стихи о Цветаевой, писал в июле 1945 года: "Они прорывают всяческие "бытования" и "бывания", жизненные и условно поэтические (то, что Верлен называл "литературой"). Они заставляют трепетать скорбью, гневом - и вместе великим утешением подлинного "бытия". Это и элегия, и дифирамб, - и со времен лермонтовской "Смерти поэта" не было в нашей поэзии таких звуков и скорбно-элегических и грозно-дифирамбических одновременно. Это у тебя что-то новое, высоко-смелое, глубокое и проникновенное, - и произнесенное так, как Пушкин писал про Мицкевича: "он с высоты взирал на жизнь". Только я прибавлю: и на смерть" 88 . Намеченный в начале 1944 года "круг идей" получил некоторое развитие в статье, посвященной столетию со дня рождения Поля Верлена. Она была помещена в "Литературе и искусстве" 1 апреля 1944 года. В ней утверждалась реалистическая сущность творчества Верлена, оставившего "яркую запись пережитого и виденного", его родство с позднейшим творчеством Александра Блока, Рильке, Ибсена и Чехова. Особо отмечены "чувство земной уместности, неотделимой от гения" и беспредельная свобода передачи парижской разговорной речи во всей ее нетронутости и чарующей меткости: "По сравнению с естественностью Мюссе Верлен естествен непредвосхитимо и не сходя с места, он по-разговорному, сверхъестественно естествен, то есть он прост не для того, чтобы ему поверили, а для того, чтобы не помешать голосу жизни, рвущемуся из него". Вернувшийся из эвакуации Камерный театр снова возобновил переговоры с Пастернаком о пьесе. "Горе мое не во внешних трудностях жизни, - писал он Ольге Фрейденберг 30 июля 1944 года, - горе в том, что я литератор, и мне есть что сказать, у меня есть свои мысли, а литературы у нас нет и при данных условиях не будет и быть не может. Зимой я подписал договор с двумя театрами на написанье в будущем...
2. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 8, страница 1)
Входимость: 10. Размер: 50кб.
Часть текста: неоплатный долг перед погибшими: Зло будет отмщено, наказано, А родственникам жертв и вдовам Мы горе облегчить обязаны Еще каким-то новым словом. Клянемся им всем русским гением, Что мученикам и героям Победы одухотворением Мы вечный памятник построим. Праздничное предвестье конца всемирной вражды и начала свободного производительного существования было исторической атмосферой тех лет. Начатый зимой 1945-46 года роман "Доктор Живаго" стал по замыслу Пастернака художественным воплощением этих надежд. Необходимость такой работы подкреплялась многими обстоятельствами. Большое значение имели вечера чтений, которые по инициативе П. И. Лавута устраивались в университете, Политехническом музее и Доме ученых. После своих выступлений начала 30-х годов, когда аудитория плохо понимала его, а пресса искажала смысл сказанного и приходилось затем оправдываться и объясняться, после вынужденного молчания темных предвоенных лет авторские вечера были для Пастернака открытым обращением к заинтересованным читателям, благодарно встречавшим каждое его слово. Слушатели прекрасно знали его стихи, и стоило ему во время чтения запнуться, со всех сторон летели подсказки. Образовался своеобразный кружок его поклонников и поклонниц, посещавших его вечера и окружавших его вниманием, перераставшим в откровенную влюбленность. К этому времени относится начало его душевной близости с поэтессой Ольгой Берггольц, закрепляется начавшаяся во время войны дружба с девушками, работавшими в Скрябинском музее. Радостная для него встреча с университетской молодежью состоялась в марте 1944...
3. В.М.Борисов. Река, распахнутая настежь
Входимость: 8. Размер: 108кб.
Часть текста: обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к свету и величию Своею жертвой путь прочертишь. Борис Пастернак Герой романа Пастернака "с гимназических лет мечтал о прозе, о книге жизнеописаний, куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнезд мог вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидеть и передумать. Но для такой книги он был еще слишком молод, и вот он отделывался вместо нее писанием стихов, как писал бы живописец всю жизнь этюды к большой задуманной картине". Это описание мечты Юрия Живаго, как и многое другое в романе, замешено на автобиографических "дрожжах" и может быть отнесено к творческому опыту самого автора. Состояние "физической мечты о книге", которая "есть кубический кусок горячей, дымящейся совести - и больше ничего", владело Пастернаком с первых шагов в литературе, сопровождаясь ясным пониманием того, что "неумение найти и сказать правду - недостаток, которого никаким умением говорить неправду не покрыть". "Стихи значат гораздо меньше для меня, чем Вы, по-видимому, думаете, - ...
4. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XXXVII. "Зарево". Победа
Входимость: 8. Размер: 48кб.
Часть текста: стихотворение). Гладков вспоминает, что, по рассказам Пастернака, писать поэму (иногда Пастернак даже называл ее «романом в стихах» и возводил к некрасовской традиции, имея в виду густоту быта, тщательно прописанный фон) ему отсоветовал Фадеев, испугавшийся прямоты некоторых формулировок. Как будто Фадеев мог Пастернаку что-то посоветовать или отсоветовать!— то есть он-то мог, конечно, да только слушался Пастернак не его, а собственного дара. «Зарево» не было дописано именно потому, что компромисс уже не устраиват автора: требовалось сформулировать некоторые вещи в прозе, с исчерпывающей полнотой, а не протаскивать их под флером лирических туманностей. Как всегда, Пастернак исходил не из фабулы, а из некоего цельного настроения, из цепи живых картин, владевшей его воображением. Скажем, в «Спекторском» сквозной темой был ремонт, разруха; в «Шмидте» доминирует тема тревожного рассвета, когда каждый шелест «отдается дрожью в теле кораблей» — и потом эта же предчувственная дрожь переходит в нервный озноб перед казнью. В «Девятьсот пятом годе», наименее цельном, и то есть сквозные мотивы — зимние, на грани уюта и страха. В «Зареве» доминирующим настроением должно было стать то, которое Пастернак любил...
5. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Исайя Берлин
Входимость: 8. Размер: 53кб.
Часть текста: в Вашингтоне. В один прекрасный день мне сообщи­ли, что на несколько месяцев меня переводят в распоряжение на­шего посольства в Москве. Там не хватало людей, и было решено, что, поскольку я владею русским языком и у меня была возмож­ность на Сан-Францисской конференции (и еще задолго до нее) кое-что узнать об официальном и неофициальном отношении американцев к Советскому Союзу, я смогу оказать помощь в ра­боте посольства. Предполагалось, что я пробуду в таком качестве до Нового года, а там высвободится для работы в Москве какой-нибудь более профессиональный дипломат. Не был я в России с 1919 года, когда наша семья уехала отту­да. Мне было тогда 10 лет. Москвы я не видел никогда. Я приехал в Москву ранней осенью, получил в свое веденье стол в посоль­ской канцелярии и окунулся в текущие мелочи. Хотя я и являлся в посольство на работу каждое утро, мои обязанности (единст­венные, кстати, возложенные на меня) — чтение, резюмирование и комментирование советской прессы — были, по правде сказать, не слишком обременительными. По сравнению с западной со­держание советской периодики было до крайности одноцветным, повторяющимся, наперед предсказуемым — везде, во всех газе­тах, одно и то же: и факты те же, и пропаганда та же. В результате у меня оставалось много свободного времени. Я ходил в музеи и театры, посещал исторические достопримечательности и архи­тектурные памятники, заходил в...
6. Борисов В. М.: Река, распахнутая настежь
Входимость: 6. Размер: 81кб.
Часть текста: и передумать. Но для такой книги он был еще слишком молод, и вот он отделывался вместо нее писанием стихов, как писал бы живописец всю жизнь этюды к большой задуманной картине". Это описание мечты Юрия Живаго, как и многое другое в романе, замешено на автобиографических "дрожжах" и может быть отнесено к творческому опыту самого автора. Состояние "физической мечты о книге", которая "есть кубический кусок горячей, дымящейся совести - и больше ничего", владело Пастернаком с первых шагов в литературе, сопровождаясь ясным пониманием того, что "неумение найти и сказать правду - недостаток, которого никаким умением говорить неправду не покрыть". "Стихи значат гораздо меньше для меня, чем Вы, по-видимому, думаете, - писал Пастернак в мае 1956 г. одной из своих корреспонденток, возражая против трактовки его как поэта по преимуществу. - Они должны уравновешиваться и идти рядом с большой прозой, им должна сопутствовать новая, требующая точности и все еще не нашедшая ее мысль, собранное, не легко давшееся, поведение, трудная жизнь". Первые прозаические наброски Пастернака датируются тою же зимой 1900/1910 г., что и первые поэтические опыты, и с этого времени рядом с писанием стихов постоянно шла работа над прозой, и именно ее Пастернак считал, вопреки общепринятым представлениям о нем, главным делом своей жизни. Своими первыми опытами в прозе Пастернак был неудовлетворен. Формальный блеск их - качество, особенно восхищавшее литературное окружение молодого Пастернака, - сам он очень скоро осознал как препятствие, мешающее поискам "человека в категории речи" и заглушающее "голос жизни, звучащий в нас". Зимой 1917/1918 года, завершив книгу лирических...
7. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Зинаида Пастернак
Входимость: 4. Размер: 159кб.
Часть текста: год Ирина Сергеевна радостно прибежала к нам и со­общила, что познакомилась с Пастернаком. Знакомство было ори­гинальным: узнав по портрету Пастернака, лицо которого было не совсем обычным, она подошла к нему на трамвайной остановке и представилась. Она сказала ему, что муж и она горячие поклон­ники его поэзии, и тут же пригласила его к ним в гости. Он обещал прийти в один из ближайших дней. Ирина Сергеевна хотела, чтобы мы обязательно были у них. Я была уверена, что Пастернак не придет, попросила Генриха Густавовича пойти без меня и осталась дома с детьми. Оказа­лось, что Пастернак все же пришел и просидел с ними всю ночь. Все они пришли от него в какой-то раж и день и ночь говорили только о нем. Он произвел впечатление огнем, который шел как бы изнутри, и сочетанием этого огня с большим умом. Через неде­лю Пастернак пригласил Асмусов и нас к себе на Волхонку, в дом напротив храма Христа Спасителя, где он жил с женой и сыцом. Мне очень не хотелось идти к ним; по всей вероятности, я где-то внутри боялась встречи с таким замечательным человеком. Я дол­го отказывалась, но Ирина Сергеевна настаивала. Она называла его чудом и вся была захвачена им. Я уступила, и мы пошли. Этот человек тоже произвел на меня сильное впечатление. Он оказался хорошим музыкантом и композитором. Генрих Гус­тавович много щрал, и Пастернак был в восторге от его исполне­ния. Потом он читал свои стихи. Я всегда была прямым и откро­венным человеком, и, когда он спросил, нравятся ли мне его стихи, я ответила, что на слух я не очень поняла и мне надо прочитать их дома глазами. Он засмеялся и сказал, ...
8. Биография (неизвестный автор, вариант 1)
Входимость: 4. Размер: 13кб.
Часть текста: музыкального слуха. У него было ещё одно увлечение - философия, ради которой юноша поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, а вскоре отправился в немецкий город Марбург - центр тогдашней философской мысли, город, который поэт полюбил всем сердцем, и там успешно продолжил учебу. Но получить докторскую степень по философии и сделать блестящую карьеру в этой области Пастернаку так и не удалось. Внезапно охватившие его пылкие чувства к бывшей ученице Иде Высоцкой полностью завладели им, и его новым увлечением стала поэзия. "Мы перестаём узнавать действительность. Она предстаёт в какой-то новой категории. Категория эта кажется нам её собственным, а не нашим состоянием. Помимо этого состояния всё на свете названо. Не названо и ново только оно. Мы пробуем его назвать. Получается искусство". Так Пастернак пытается обосновать своё тогдашнее состояние. Поэзия и раньше была ему не чужда, но её мощь он почувствовал лишь теперь. Первые стихи поэта были напечатаны по его возвращении в Москву в альманахе "Лирика" (в последствии они так и не были переизданы), а позже вместе с Николаем Асеевым (1889-1963) и Сергеем Бобровым (1889-1971) - поэтами-переводчиками, деятелями русского футуризма, Пастернак организовал группу новых так называемых "умеренных" футуристов - "Центрифуга". 1914 год стал для поэта знаковым - вышла его первая книга стихов "Близнец в тучах", многие из которых он в будущем переработал, остальные же никогда больше не переиздавались. В этом же году Пастернак встретился с Владимиром Маяковским (1893-1930) , который сыграл большую роль не только ...
9. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Елизавета Черняк
Входимость: 3. Размер: 51кб.
Часть текста: человеке, очень ответственно. Боюсь, что я этого не смогу. Постараюсь писать о «Боречке», как мне этого давно хотелось. Еще подтолкнул меня в этом направле­нии один милый юноша, который говорил мне, что все важно знать о Б. Л. Даже то, что у него часто болели зубы. Попробую. Всю жизнь у Яши была склонность увлекаться каким-нибудь одним человеком. Яша начинал его идеализировать, считал Учи­телем (с большой буквы). Первый его кумир был Маяковский. Яша был одержим его поэзией. Встретившись с ним в жизни, он отнесся к нему восторженно. Смерть Маяковского потрясла Яшу глубоко. Но Учителем Маяковский для него не стал. Разве что в поэзии. Затем было несколько людей незначительных — ошиб­ки Яши. Среди них Натан Венгеров, человек талантливый и ум­ный, но мелкий. Затем в Яшиной жизни появился человек, несо­мненно оказавший на него величайшее влияние, сформировав­ший его ум и душу, определивший ход его жизни, — это Михаил Осипович Гершензон. Но о нем надо сказать отдельно. Если могу, если успею, сделаю это обязательно. Но вот в 1922 году (может быть, в конце 1921-го) Яше попа­ли в руки стихи Б. Л. Пастернака, молодого, до того ему неведо­мого поэта. Поэзия была Яшиной страстью, он сам в то время пи­сал стихи. Стихи чужие чувствовал остро и тонко. Хорошие стихи приводили Яшу в состояние восторга, подъема, были для него счастьем. Для него не существовали «трудные» стихи. Сквозь сло­ва и строчки он чувствовал, «видел» самую душу поэта, его мысли и чувства. В это примерно время Яша начал работать в журнале «Печать и революция». Первое, что он там напечатал, была ре­цензия на книгу стихов Б. Л. «Сестра моя жизнь». Рецензия по­нравилась Пастернаку, и он пришел ...
10. Биография (Энциклопедия Кругосвет)
Входимость: 3. Размер: 13кб.
Часть текста: Пастернак впоследствии. Ему прочили карьеру музыканта. Еще в пору учебы в гимназии он прошел 6-летний курс композиторского факультета консерватории, но в 1908 оставил музыку: у него не было абсолютного музыкального слуха. Поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Весной 1912 он поехал продолжать учебу в немецкий город Марбург. Глава марбургской школы философов-неокантианцев Герман Коген предложил Пастернаку остаться в Германии для получения докторской степени ( см. также НЕОКАНТИАНСТВО). Однако и этому не суждено было осуществиться. Молодой человек влюбился в бывшую свою ученицу Иду Высоцкую, заехавшую вместе с сестрой в Марбург, чтобы навестить Пастернака. Он начал писать стихи. Они приходили и раньше, но лишь теперь их стихия нахлынула на него. Позже в автобиографической повести Охранная грамота (1930) поэт попытался обосновать свой выбор, а заодно дать определение этой овладевшей им стихии: «Мы перестаем узнавать действительность. Она предстает в какой-то новой категории. Категория эта кажется нам ее собственным, а не нашим состоянием. Помимо этого состояния все на свете названо. Не названо и ново только оно. Мы пробуем его назвать. Получается искусство». По возвращении в Москву он входит в литературные круги. В альманахе «Лирика» впервые печатаются несколько не переиздававшихся им впоследствии стихотворений. Вместе с Н. Асеевым и С. Бобровым он организовывает группу новых или «умеренных» футуристов – «Центрифуга». В 1914 вышла первая книга стихов Близнец в тучах . Многие стихотворения этой, а также следующей ( Поверх барьеров , 1917) книг он впоследствии значительно переработал, другие никогда не переиздавал. В том же 1914 он познакомился с Владимиром Маяковским, которому суждено было сыграть огромную роль в судьбе и творчестве Пастернака: «Искусство называлось трагедией, – писал он в Охранной грамоте . – Трагедия...