Поиск по творчеству и критике
Cлово "1917"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 3, страница 5)
Входимость: 18. Размер: 99кб.
2. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 4, страница 2)
Входимость: 15. Размер: 39кб.
3. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 4, страница 3)
Входимость: 13. Размер: 70кб.
4. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 4, страница 1)
Входимость: 13. Размер: 31кб.
5. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава X. 1918—1921. "Детство Люверс". "Темы и вариации"
Входимость: 9. Размер: 78кб.
6. Клинг О.: Борис Пастернак и символизм
Входимость: 7. Размер: 94кб.
7. Халина Татьяна: Пастернак Борис Леонидович
Входимость: 6. Размер: 57кб.
8. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Константин Локс
Входимость: 6. Размер: 67кб.
9. Захариева И.: Эротический сюжет в ранней лирике Бориса Пастернака
Входимость: 5. Размер: 35кб.
10. Селивановский А.: Пастернак (Лит. энциклопедия 1929-1939 )
Входимость: 5. Размер: 19кб.
11. Гаспаров М. Л., Поливанов К. М.: Борис Пастернак с лета 1913 до лета 1914: год самоопределения
Входимость: 5. Размер: 84кб.
12. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 8, страница 4)
Входимость: 4. Размер: 36кб.
13. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 4, страница 4)
Входимость: 4. Размер: 38кб.
14. Вильмонт Н.: О Борисе Пастернаке. Глава третья
Входимость: 4. Размер: 41кб.
15. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Жозефина Пастернак
Входимость: 4. Размер: 22кб.
16. В.М.Борисов. Река, распахнутая настежь
Входимость: 4. Размер: 108кб.
17. Бурлака Д. К.,Горелик Л. Л.: В. Я. Брюсов – критик Б. Л. Пастернака
Входимость: 3. Размер: 18кб.
18. Борисов В. М.: Река, распахнутая настежь
Входимость: 3. Размер: 81кб.
19. Поливанов К. М.: Борис Леонидович Пастернак
Входимость: 3. Размер: 13кб.
20. Лекции: Борис Леонидович Пастернак (неизвестный автор)
Входимость: 3. Размер: 68кб.
21. Шатин Ю. В.: Художественное время Бориса Пастернака - история, ставшая метафизикой
Входимость: 3. Размер: 25кб.
22. Жизнь Б. Л. Пастернака в датах и фактах
Входимость: 3. Размер: 11кб.
23. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 4, страница 5)
Входимость: 3. Размер: 93кб.
24. Борис Пастернак на Урале (отрывок из книги: Борис Пастернак - участь и предназначение )
Входимость: 3. Размер: 22кб.
25. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 3, страница 3)
Входимость: 2. Размер: 35кб.
26. Витютин С. Н.: Памятник Пастернаку - в Мучкап!
Входимость: 2. Размер: 3кб.
27. Биография (Гуманитарный словарь - 2002)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
28. Борис Пастернак: Женщины его боготворили (автор неизвестен)
Входимость: 2. Размер: 30кб.
29. Apassionata
Входимость: 2. Размер: 3кб.
30. Пастернак Е. Б.: Борис Пастернак (письмо на открытие памятника)
Входимость: 2. Размер: 4кб.
31. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 8, страница 2)
Входимость: 2. Размер: 45кб.
32. Паперный З. С.: Пастернак Борис Леонидович (БСЭ. 1969-1978)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
33. Финкель В.: Борис Пастернак. Трагедия великого поэта
Входимость: 2. Размер: 28кб.
34. Жолковский А.: Книга книг Пастернака (К 75-летию «Сестры моей — жизни»).
Входимость: 2. Размер: 13кб.
35. Немзер А.: Смерти не будет. К 50-летию издания романа "Доктор Живаго"
Входимость: 2. Размер: 26кб.
36. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 2, страница 3)
Входимость: 2. Размер: 63кб.
37. Замерова О.: Экзистенциальный аспект ранней лирики Б. Пастернака
Входимость: 2. Размер: 16кб.
38. Биография (Энциклопедия Кругосвет)
Входимость: 2. Размер: 13кб.
39. Некоторые подробности биографии Пастернака (автор неизвестен)
Входимость: 2. Размер: 33кб.
40. Борис Леонидович Пастернак. Краткий очерк творчества (автор неизвестен)
Входимость: 2. Размер: 3кб.
41. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 5, страница 5)
Входимость: 2. Размер: 27кб.
42. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 6, страница 2)
Входимость: 2. Размер: 32кб.
43. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XXVI. В зеркалах: Мандельштам
Входимость: 2. Размер: 75кб.
44. Пастернак Е.: Хроника прошедших лет
Входимость: 1. Размер: 128кб.
45. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XXXII. "Гамлет". Театр террора
Входимость: 1. Размер: 41кб.
46. Лихачев Д. С.: Поэтическая проза Бориса Пастернака
Входимость: 1. Размер: 35кб.
47. Могилы знаменитостей. Московский некрополь. Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
48. Вильмонт Н.: О Борисе Пастернаке. Глава вторая
Входимость: 1. Размер: 56кб.
49. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Варлам Шаламов
Входимость: 1. Размер: 70кб.
50. * * * (Это мои, это мои)
Входимость: 1. Размер: 2кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 3, страница 5)
Входимость: 18. Размер: 99кб.
Часть текста: орала и, падая замертво, В мученьях ослепшая, утро рожала. Гремя, опрокидывались нечаянно задетые Громады и бронзы массивов каких-то, Пыхтел пассажирский. И где-то от этого Шарахаясь, падали призраки пихты... Очнулись в огне. С горизонта пунцового К лесам подползал океан коронаций, Лизал им подошвы и соснам подсовывал Короны и звал их на царство венчаться! Открытки, посланные родителям с дороги, не сохранились. Вероятно, 16 января он сошел с поезда на станции Всеволодо-Вильва Пермской железной дороги, где находилась контора имения и заводов Зинаиды Григорьевны Резвой. "Продажа уксусно-кислой извести, ацетона, спирта древесного разных градусов, хлороформа и древесного угля" - значилось на конторских бланках. В конце XIX века имение и заводы принадлежали Савве Тимофеевичу Морозову, который, как известно, в 1894 году на несколько дней привозил туда Антона Чехова. Теперешней, жившей в Москве, владелицей была его вдова, во втором браке - за Рейнботом, после начала войны сменившим фамилию ...
2. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 4, страница 2)
Входимость: 15. Размер: 39кб.
Часть текста: смена правительства резко ускорили катастрофический рост примитивного самовластия на местах и разложения государственного порядка. В первую очередь это сказывалось на работе железных дорог, что всегда было самым важным вопросом для огромной России. Во время бесконечных остановок поезда и растянувшейся на несколько дней поездки Пастернак понял и увидел так много, что это дало ему возможность взять к стихотворению эпиграф из "Страшной мести" Гоголя: "Вдруг стало видимо далеко во все концы света". Из окна вагона открывалась революционная страна в широкой перспективе будущего: И где привык сдаваться глаз На милость засухи степной, Она, туманная, взвилась Революционною копной. (В 1947 году Пастернак использовал этот образ "горящей скирды" в стихотворении "Рождественская звезда".) Лето было жарким, засушливым. Горящие в степи торфяные болота, воздух, пропитанный гарью, Он чует, он впивает дух Солдатских бунтов и зарниц. Стихотворение получило название "Распад" лишь в 1921 году при подготовке книги к печати. В Романовке Пастернак пробыл четыре дня, - "из четырех громадных летних дней сложило сердце эту память правде", - писал он об этой поездке в "Белых стихах" 1918 года. Из всех картин, что память сберегла, Припомнилась одна: ночное поле. Казалось, в звезды, словно за чулок, Мякина забивается и колет. Глаза, казалось, Млечный Путь пылит. Казалось, ночь встает без сил с омета И сор со звезд сметает. - Степь неслась Рекой безбрежной к морю, и со степью Неслись стога и со стогами ночь. Той же ночной прогулке по степи, о которой вспоминает Бальзак в "Белых стихах", посвящено стихотворение "Степь". Им начинался цикл "Романовка". Туман, скрывавший ...
3. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 4, страница 3)
Входимость: 13. Размер: 70кб.
Часть текста: на это событие стихотворением: Мутится мозг. Вот так? В палате? В отсутствие сестер? Ложились спать, снимали платье. Курок упал и стер? Оно было переписано вместе со стихотворением "Русская революция", в котором с незаживающей болью непосредственного впечатления Пастернак противопоставлял нравственную высоту идеалов "бескровной революции" жестокой грубости большевистской практики. Чудовищная расправа матросов над офицерами в Кронштадте, когда их кидали в топки пароходов, ставится в вину Ленину, открыто призывавшему к насилию. Как было хорошо дышать тобою в марте И слышать на дворе, со снегом и хвоей На солнце, поутру, вне лиц, имен и партий Ломающее лед дыхание твое... А здесь стояла тишь, как в сердце катакомбы. Был слышен бой сердец. И в этой тишине Почудилось: вдали курьерский несся, пломбы Тряслись, и взвод курков мерещился стране. Он, - "С Богом, - кинул, сев; и стал горланить, - к черту - Отчизну увидав, - черт с ней, чего глядеть! Мы у себя, эй жги, здесь Русь, да будет стерта! Еще не все сплылось; лей рельсы из людей!" Удивительно в этом стихотворении открытое противопоставление западной идеи революции и ненавистной Ленину русской идеи, воплощенной в чисто славянофильских образах. В 20-х числах января 1918 года в доме Цетлиных на Поварской состоялся литературный вечер. Пастернак был знаком с хозяином дома, меценатом и поэтом (писавшим под псевдонимом Амари), с начала 10-х годов. Они встречались в доме Высоцких. Михаил Осипович Цетлин был двоюродным братом Иды. В голодную зиму 1917-18 года Цетлины собирали у себя поэтов и подкармливали их. Вспоминая в "Охранной грамоте" об этом вечере, Пастернак писал, что тогда впервые увидал Марину ...
4. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 4, страница 1)
Входимость: 13. Размер: 31кб.
Часть текста: перемен, конца духоты и тягости затянувшейся войны и разрушающегося уклада. По-прежнему известия с фронта не несли в себе ничего обнадеживающего, в Тихих Горах "техники, механики и химики, работающие на оборону", "обсуждали создавшееся положение". Пастернак с каждым днем все острее чувствовал абсурдность войны и предвидел ее конец. "Пробегая газеты, - писал он 12 декабря 1916 года родителям, - я часто содрогаюсь при мысли о том контрасте и о той пропасти, которая разверзается между дешевой политикой дня и тем, что при дверях. Первое связано привычкой жить в эпоху войны и с ней считаться, - второе, квартируя не в человеческих мозгах, принадлежит уже к той новой эре, которая, думаю, скоро за первой воспоследует. Дай-то Бог. Дыханье ее уже чувствуется. Глупо ждать конца глупости. А то бы глупость была последовательной и законченной и глупостью уже не была. Глупость конца не имеет и не будет иметь: она просто оборвется на одном из глупых своих звеньев, когда никто этого не будет ждать. И оборвется она не потому, что глупость окончится, а потому, что у разумного есть начало и это начало вытесняет и аннулирует глупость. Так я это понимаю. Так жду того, что и вы, наверное, ждете. Иными словами: я не ищу просвета в длящемся еще сейчас мраке потому, что мрак его выделить не в состоянии. Зато я знаю, что просвета не будет потому, что будет сразу свет. Искать его сейчас в том, что нам известно, нет возможности и смысла: он сам ищет и нащупывает нас и завтра или послезавтра нас собою обольет". Внутренняя уверенность не подкреплялась тем, что продолжало существовать вокруг. В 1927 году, возвращаясь памятью к...
5. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава X. 1918—1921. "Детство Люверс". "Темы и вариации"
Входимость: 9. Размер: 78кб.
Часть текста: экскурс в область ее наиболее общих закономерностей мы предпримем ниже, в главе «Вакансия поэта». Пока же заметим, что сама постановка вопроса об отношении того или иного персонажа к русской революции — ключевая проблема для всех биографий советского периода — некорректна по определению: она предполагает, что в 1917—1921 годах в стране протекал единый процесс, который и объединяли в учебниках, в разделе «Революция и гражданская война». Между тем таких процессов было несколько, и относиться к ним одинаково было при всем желании невозможно. Огромная часть интеллигенции восторженно приветствовала Февраль, с сомнением отнеслась к Октябрю и с негодованием — к периоду «военного коммунизма». Значительная часть мыслителей справедливо полагала, что никакой заслуги (и соответственно вины) большевиков в русской революции не было: произошла она сама собой, а власть, валявшуюся в грязи, подняли самые бесцеремонные. Народ понял только, что в очередной раз сам себя обманул, и от разочарования кинулся в самоубийственную бойню, которую впоследствии назвали Гражданской войной. Легенда о том, что во время Гражданской войны воевали красные с белыми (то есть сторонники свободы со сторонниками рабства — как бы ни распределять роли в этой дихотомии), опять-таки основана на мифах и лжесвидетельствах советской или антисоветской пропаганды. Гражданская война стала бессмысленным выплеском жестокости и разочарования, и подлинными ее героями — наиболее типичными и выразительными — были не буденновцы, а махновцы. Это не была война одной части народа с другой — у обеих воюющих сторон были самые туманные представления о будущем; это была война народа против самого себя. Если судить русскую смуту 1917—1921 годов не по наивной демагогии ее вождей и не по крестьянски-утопическим лозунгам, под которыми воевали так называемые...
6. Клинг О.: Борис Пастернак и символизм
Входимость: 7. Размер: 94кб.
Часть текста: и Блока не могли не открыться мне». Далее упоминается о символистском «Мусагете», откуда вышли почти все молодые московские поэты 1910-х годов. В этом и во многих других лежащих совершенно в другой плоскости явлениях Пастернак находил черты своего «поколенья». Он видит в цепи «характера случайности и случайностей характера»1 не просто закономерность, а источник энергии, питающей жизнь и отодвигающей смерть. Каждое новое поколение не хочет помнить опыт предыдущего поколения, знающего о смерти, о невозможности изменить жизнь и избежать смерти, которая, согласно мироощущению Пастернака времени «Охранной грамоты», есть неминуемый итог человеческого пути и жизни вообще. Спасение от отчаяния, от ощущения невозможности вырваться с общей дороги — смерти он видит в искусстве. «А чтобы заслонить от них («молодых людей». — О. К.) двойственность бега сквозь неизбежность, чтобы они не сошли с ума, не бросили начатого и не перевешались всем земным шаром, за деревьями по всем бульварам караулила сила, страшно бывалая и искушенная, и провожала их своими умными глазами». В разные годы своей жизни Пастернак будет возвращаться, почти навязчиво, к оценке и...
7. Халина Татьяна: Пастернак Борис Леонидович
Входимость: 6. Размер: 57кб.
Часть текста: премии по литературе (1958) Жизнь ведь это только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им даренье. Борис Пастернак родился 10 февраля 1890 года в Москве, в районе старых Тверских–Ямских улиц в небольшом доме, построенном после московского пожара в 1817 году. Сохранилось свидетельство в метрической книге за 1890 год в статье под номером 7: «У действительного студента Леонида Осиповича Пастернака и его жены Розы Исидоровны Кауфман, января 30-го в 12 часов ночи родился здесь, по Оружейному переулку, дом Веденеева, сын, которому дали имя - Борис». Позже Борис Пастернак писал о своем детстве: О, детство, ковш душевной глуби! О, всех лесов абориген, Корнями вросший в самолюбье, Мой вдохновитель, мой регент! Борис Пастернак с младенчества оказался на перекрёстке больших трудов русской и мировой культуры, немаловажная часть которых совершалась у него на глазах. Его отец был художником-академиком, а мама - выдающейся пианисткой. В доме Пастернаков бывали Толстой, Скрябин, Серов, Ге и другие известные люди своего времени. Из окна их кухни можно было наблюдать за работой скульптора Паоло Трубецкого. Квартира примыкала к мастерским, где замечательные педагоги обучали молодых художников, многие из которых составили потом славу русского искусства. Таким образом, Пастернак с детства был включён в атмосферу серьёзного творческого труда. В сущности, Пастернак мог состояться не только как потенциальный музыкант или философ, но и как профессиональный живописец. Начиная с детских лет и до последних дней, он всегда видел мир в своей поэзии, лирической и традиционной прозе, в красках и ...
8. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Константин Локс
Входимость: 6. Размер: 67кб.
Часть текста: По-видимому, его забыть нельзя. Мои «записки» состав­лены в слишком литературном стиле. В этом их достоинство и в то же время недостаток. Я обожал живописную Москву той эпохи, хотя бы тот Большой Конюшковский переулок, где я поселился в первый год и в первый месяц после моего приезда в Москву. Это была глубокая провинция. Маленькие одноэтажные домики, они, кажется, стоят и сейчас, за стеклами герань. Кто мог подозревать, что в одном из этих домов два студента будут обсуждать «Urbi et Orbi» Брюсова и спорить о Фихте или Ницше? <...> В <...> мезонине бывал самый разнообразный народ. Читали стихи, играли на гитаре, спорили обо всем на свете — надо всем повисли облака винных паров, религиозно-философских иска­ний и «несказанного». Сидя в изодранном кресле, Юлиан Аниси-мов1 с карандашом в руках читал тоненькую книжечку в пестрой обложке и восхищался ею. То были стихотворения Рильке, потом его переводы из Рильке. «Книга часов» была издана в 1913 году книгоиздательством «Лирика». Юлиан любил Рильке и, мне ка­жется, удачно переводил его. Слушая эти переводы, я думал: «Еще одно усилие, и ты при помощи Рильке станешь настоящим поэтом». Но этого не случилось, и так было суждено. <...> Среди гостей Юлиана в Малом Толстовском переулке часто бывали еще два поэта, один уже с именем, другой пока без имени. Это были Б. А. Садовской2 и Б. Л. Пастернак. Здесь я должен сде­лать отступление. Уход Льва Толстого из Ясной Поляны...
9. Захариева И.: Эротический сюжет в ранней лирике Бориса Пастернака
Входимость: 5. Размер: 35кб.
Часть текста: в нас”. Маяковский полемически эстетизировал антиэстетизм, Есенин индивидуализировал фольклоризированную образность, а Пастернак, увлекавшийся философией и музыкой, вырабатывал средства философско-музыкального выражения бытия в словесности. Поэты нового поколения отвлекались от “подобий”, т. е. символистских литературных штампов, в поисках новой по типу выразительности. Пастернак развивал художественный импрессионизм, улавливая интуитивным наитием творца первородную новизну ощущения земли и вселенной. В его творческой эстетике (см. “Охранная грамота” – 1930, “Люди и положения” – 1956) не искусство преображает жизнь, а наоборот – жизнь преображает искусство. Красота присуща самой жизни и лишь проясняется искусством. Вместе с тем поэт-философ настаивал на том, что всегда необходимо помнить об условной природе искусства. Символическая обобщенность искусства, в восприятии Пастернака, основана на его всемерной растворенности в реальном мире. Искусство держится на символических образах так же, как алгебра – на алгебрических знаках. Оно образует духовную вселенную, развивающуюся по имманентным законам. Литература интегрирует все остальные виды искусства. Отдавшись литературе, художник отдает себя во власть языка. И тогда сам язык начинает “думать” за автора. Язык воспринимается внутренним слухом сочинителя так же, как зарождающаяся мелодия улавливается композитором. Свидетель поэтического дебюта Пастернака Константин Локс, историк литературы и переводчик, в мемуарном очерке “Повесть об одном десятилетии (1907- 1917 гг.)” передавал свое впечатление от его лирики: “Слова лезли из темного хаоса первичного, только что созданного мира. Часто он не понимал их значения и лепил строчку за строчкой в...
10. Селивановский А.: Пастернак (Лит. энциклопедия 1929-1939 )
Входимость: 5. Размер: 19кб.
Часть текста: жизни выражала в форме ухода от действительности, обособления в области "чистой деятельности духа". П. никогда не был субъективно против пролет. революции. Но он не находился и в рядах активных борцов за нее. Он стремился уйти на отдаленные от шума социальных схваток вершины буржуазной культуры, но живая жизнь все время вторгалась и вторгается в его творчество, прорывая буржуазно-идеалистическую, метафизическую оболочку последнего, показывая непрочность обособления в сферах "высокого творчества". Поэтому в творчестве П. нашли отражение события эпохи борьбы за пролетарскую диктатуру и за ее укрепление. Первые лит-ые выступления П. относятся к 1912. Это — время распада школы символистов и зарождения футуризма. П. выступил соединительным звеном между боровшимися друг с другом символизмом и футуризмом. Впоследствии он организационно примкнул к той группе, где были Маяковский и Асеев, но затем порвал с нею, когда "Леф" заявил о необходимости поставить искусство на службу революции. Обороняя всегда и во всех случаях свободу своего поэтического творчества, П. оборонял основы своего субъективно-идеалистического мировоззрения и эстетики. Но за двадцать лет в поэзии П. не могли не произойти существенные изменения. Они особенно заметны при анализе важнейшей ее темы — отношения поэта к революции. П. — лирик по преимуществу, причем в лирике своей он достигает максимального отвлечения от конкретных социально-исторических условий действительности. В одном из ранних стихотворений П. пишет: "В кашнэ, ладонью затворясь, Сквозь фортку крикну детворе: Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе. Кто тропку к двери проторил, К дыре, засыпанной крупой, Пока я с Байроном курил,...