Поиск по творчеству и критике
Cлово "1916"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 3, страница 5)
Входимость: 34. Размер: 99кб.
2. Соломин Владимир: Собеседник сердца (этюды о Пастернаке)
Входимость: 5. Размер: 113кб.
3. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 5, страница 5)
Входимость: 4. Размер: 27кб.
4. Борис Пастернак на Урале (отрывок из книги: Борис Пастернак - участь и предназначение )
Входимость: 4. Размер: 22кб.
5. Борис Пастернак на Урале (отрывок из книги: Жизнь Бориса Пастернака - документальное повествование)
Входимость: 4. Размер: 22кб.
6. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава VIII. "Центрифуга". "Поверх барьеров". Урал
Входимость: 4. Размер: 67кб.
7. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 4, страница 3)
Входимость: 4. Размер: 70кб.
8. Биография (неизвестный автор, вариант 2)
Входимость: 4. Размер: 23кб.
9. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 2, страница 5)
Входимость: 4. Размер: 103кб.
10. Биография (неизвестный автор, вариант 4)
Входимость: 4. Размер: 28кб.
11. Бурлака Д. К.,Горелик Л. Л.: В. Я. Брюсов – критик Б. Л. Пастернака
Входимость: 3. Размер: 18кб.
12. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Сергей Бобров
Входимость: 3. Размер: 21кб.
13. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XVIII. "Спекторский". "Повесть"
Входимость: 3. Размер: 47кб.
14. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 3, страница 3)
Входимость: 3. Размер: 35кб.
15. Кацис Леонид: Начальная пора
Входимость: 3. Размер: 22кб.
16. Биография (неизвестный автор, вариант 3)
Входимость: 3. Размер: 21кб.
17. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 3, страница 2)
Входимость: 3. Размер: 44кб.
18. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 4, страница 2)
Входимость: 2. Размер: 39кб.
19. Гаспаров М. Л., Поливанов К. М.: Борис Пастернак с лета 1913 до лета 1914: год самоопределения
Входимость: 2. Размер: 84кб.
20. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 3, страница 4)
Входимость: 2. Размер: 42кб.
21. Клинг О.: Борис Пастернак и символизм
Входимость: 2. Размер: 94кб.
22. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 2, страница 3)
Входимость: 2. Размер: 63кб.
23. Лекции: Борис Леонидович Пастернак (неизвестный автор)
Входимость: 2. Размер: 68кб.
24. Борис Пастернак на Урале (Хроника)
Входимость: 2. Размер: 3кб.
25. Каган Ю. М.: Об "Апеллесовой черте" Бориса Пастернака
Входимость: 2. Размер: 41кб.
26. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Лев Горнунг
Входимость: 2. Размер: 70кб.
27. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Константин Локс
Входимость: 2. Размер: 67кб.
28. Шатин Ю. В.: Художественное время Бориса Пастернака - история, ставшая метафизикой
Входимость: 2. Размер: 25кб.
29. Королев Анатолий: Земля Пастернака
Входимость: 2. Размер: 11кб.
30. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 4, страница 1)
Входимость: 2. Размер: 31кб.
31. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 7, страница 2)
Входимость: 1. Размер: 36кб.
32. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 2, страница 1)
Входимость: 1. Размер: 38кб.
33. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 5, страница 2)
Входимость: 1. Размер: 27кб.
34. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Елена Берковская
Входимость: 1. Размер: 78кб.
35. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 4, страница 4)
Входимость: 1. Размер: 38кб.
36. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Евгений Пастернак
Входимость: 1. Размер: 107кб.
37. Мунц Елена: "Мне хотелось воплотить жизнелюбие Пастернака, его жажду жизни" (интервью)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
38. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Лидия Чуковская
Входимость: 1. Размер: 135кб.
39. * * * (Тоска, бешеная, бешеная)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
40. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XXII. Зинаида Николаевна
Входимость: 1. Размер: 123кб.
41. Дом Пастернака во Всеволодо-Вильве
Входимость: 1. Размер: 3кб.
42. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 9, страница 3)
Входимость: 1. Размер: 36кб.
43. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Тамара Иванова
Входимость: 1. Размер: 62кб.
44. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Корней Чуковский
Входимость: 1. Размер: 72кб.
45. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 8, страница 5)
Входимость: 1. Размер: 38кб.
46. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XI. 1921—1923. Евгения Лурье
Входимость: 1. Размер: 37кб.
47. Любимые женщины Бориса Пастернака (автор неизвестен)
Входимость: 1. Размер: 8кб.
48. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 7, страница 3)
Входимость: 1. Размер: 82кб.
49. * * * (Улыбаясь, убывала)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
50. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 6, страница 5)
Входимость: 1. Размер: 77кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 3, страница 5)
Входимость: 34. Размер: 99кб.
Часть текста: На ночь натыкаясь руками, Урала Твердыня орала и, падая замертво, В мученьях ослепшая, утро рожала. Гремя, опрокидывались нечаянно задетые Громады и бронзы массивов каких-то, Пыхтел пассажирский. И где-то от этого Шарахаясь, падали призраки пихты... Очнулись в огне. С горизонта пунцового К лесам подползал океан коронаций, Лизал им подошвы и соснам подсовывал Короны и звал их на царство венчаться! Открытки, посланные родителям с дороги, не сохранились. Вероятно, 16 января он сошел с поезда на станции Всеволодо-Вильва Пермской железной дороги, где находилась контора имения и заводов Зинаиды Григорьевны Резвой. "Продажа уксусно-кислой извести, ацетона, спирта древесного разных градусов, хлороформа и древесного угля" - значилось на конторских бланках. В конце XIX века имение и заводы принадлежали Савве Тимофеевичу Морозову, который, как известно, в 1894 году на несколько дней привозил туда Антона Чехова. Теперешней, жившей в Москве, владелицей была его вдова, во втором браке - за Рейнботом, после начала войны сменившим фамилию на Резвый. Пастернак поселился в одной из комнат небольшого одноэтажного деревянного дома, в котором с женой Фанни Николаевной и маленьким сыном Эли помещался управляющий заводами Борис Ильич Збарский. Ему предстояло быть помощником Збарского по деловой переписке и торгово-финансовой отчетности. "Збарский (ему только 30 лет), настоящий, ультра настоящий еврей и не думающий никогда перестать быть им, за познания свои и особенные способности, - писал Пастернак родителям спустя несколько дней по приезде, - поставлен здесь над трехсотчисленным штатом служащих, под его ведением целый уезд, верст...
2. Соломин Владимир: Собеседник сердца (этюды о Пастернаке)
Входимость: 5. Размер: 113кб.
Часть текста: хотя основные жизненные прин­ципы и литературные пристрастия сложились у него давно. По проис­хождению он был донским казаком, жизнь его сложилась пестро. В 1935 —1937 г. г. он работал диктором прямого радиовещания г. Ростова-на. Дону. Окончив филфак Ростовского пединститута, а потом с отличием аспирантуру, жил и учительствовал на Крайнем Севере, в Нижнем Нов­городе, наконец, в Ростове, много лет был лектором, чтецом. Лектором он был прекрасным. В Нижнем Новгороде был известен своими лекциями-концертами о Борисе Пастернаке, за которые — в согласии с труд­ными пятидесятыми-шестидесятыми — был жестоко бит местной номенклатурой. Человек широких интересов, серьезно занимавшийся филосо­фией, семиотикой, герменевтикой, структурализмом, меломан, книгочей, был он фантастическим любителем поэзии, много знал и охотно делился своими знаниями с другими. В годы, когда имена Цветаевой, Ахмато­вой, Мандельштама, Пастернака были под негласным запретом, Вла­димир Георгиевич тщательно собирал, переписывал от руки и перепеча­тывал фактически нелегальные тексты. Будучи человеком совершенно не­карьерным, он так и не защитил диссертации, хотя материалов у него хватило бы на несколько серьезных исследовательских работ. В ходе своих занятий творчеством Бориса Пастернака он переписывался со многими выдающимися учеными и знатоками российской поэзии, среди них ...
3. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 5, страница 5)
Входимость: 4. Размер: 27кб.
Часть текста: и (даже!) Асееву, вижу ясно теперь на бросающихся в глаза сравненьях - было никчемным вредом, приближавшим судьбу сделанного к действительности (всегда условной), и всегда понижавшим мои живые задатки или лучше сказать уровень, предшествовавший у меня каждый раз таким "успехам"... Только компромиссы в сторону живых сил, литературой не затронутых, сказывались благотворно... Но все, что обращено в Близнеце и Барьерах к тогдашним литературным соседям и могло нравиться им - отвратительно, и мне трудно будет отобрать себя самого среди этих невольных приспособлений, и еще труднее - дать отобранному тот ход, который (о как я это помню!) я сам тогда скрепя сердце пресекал из боязни наивности и литературного одиночества. Отсюда и Центрифуга и Футуризм". В раздел, получивший название "Начальная пора", вошли 11 стихотворений из 21, составлявших книгу "Близнец в тучах". Почти заново были переписаны "Сон", "Вокзал", "Венеция", "Зима" и "Зимняя ночь". Раздел открывался тремя стихотворениями из альманаха "Лирика" 1913 года. Была переработана поэма "Город" 1916 года, "Наброски к фантазии...
4. Борис Пастернак на Урале (отрывок из книги: Борис Пастернак - участь и предназначение )
Входимость: 4. Размер: 22кб.
Часть текста: СПб.: Русское-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2000. – 342 с. В ТЫЛУ Освобожденный от воинской службы (хотя и он, и Маяковский пытались оформиться добровольцами), Пастернак остается в Москве; в качестве домашнего учителя занимается с сыном известно­го московского предпринимателя Морица Филиппа. Особняк Филиппа, как и конторы и дома Эймана и Ферейна, в октя6ре 1914 года и в конце мая 1915 года громили - с разрешения полиции. «Перед первой мировой войной немцам (или предпринимателям с немецкой фамилией) принадлежали все химические заводы России, около90 процентов электротехнической промышленности, более половины металлургических и металлообрабатывающих заводов, почти половина текстильной промышленности... Большинство выборных московского биржевого общества носили немецкие фамилии... К 20 мая было выслано только из Москвы более 2000человек, начиная с владельцев крупных предприятий и директоров компаний, кончая простыми чертежниками и рабочими», - пишет свидетель со6ытий. Книги и рукописи Пастернака были уничтожены в разоренном и наполовину спаленном немецком доме. О своих утратах он, правда, и не жалел: «Терять в жизни более необходимо , чем...
5. Борис Пастернак на Урале (отрывок из книги: Жизнь Бориса Пастернака - документальное повествование)
Входимость: 4. Размер: 22кб.
Часть текста: Б., Пастернак Е. В. Жизнь Бориса Пастернака: Документальное повествование. – СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2004. – 528 с. (Серия: Русские поэты. Жизнь и судьба). <...> Лундберг предложил Пастернаку поехать конторщиком на химические заводы госпожи Резвой, близ Соликамска, куда собирался сам в конце зимы. Инженером заводов был Борис Ильич Збарский, связанный ранее с Лундбергом по революционной работе. Пастернака гнало на Урал тяжело пережива­емое им разочарование в прошлом и желание решительно переменить свою деятельность. Он уезжал на неопределенно долгий срок в далекие места к незнакомым людям. Уезжал полубольной. Несмотря на уговоры родителей, он не стал от­кладывать поездку и не показался врачу. Путь скорым поездом до Перми, потом пересадка. Ночью повороты, туннели, черный хвойный лес, проносившийся мимо окон. Зимний рассвет медлил, но внезапно из-за гор, со стороны Азии, граница с которой находилась где-то рядом, хлынули солнечные лучи и, как лыжники, заскользили между стволов высоких, царственных сосен, поочередно золотя их вершины и озаряя снежный склон. Этот рассвет стал темой стихотворения «Урал впервые».  Без родовспомогательницы, во мраке, без памяти, На ночь натыкаясь руками, Урала Твердыня орала и, падая замертво, В мученьях ослепшая, утро рожала. Гремя, опрокидывались нечаянно задетые Громады и бронзы массивов каких-то, Пыхтел пассажирский. И, где-то от этого Шарахаясь, падали призраки пихты. Он сошел с поезда на станции Всеволодо-Вильва, где находилась контора имения и заводов Зинаиды Григорьевны Резвой: «Продажа уксусно-кислой извести,...
6. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава VIII. "Центрифуга". "Поверх барьеров". Урал
Входимость: 4. Размер: 67кб.
Часть текста: за тучей», Бобров его откорректировал. Он же был составителем книги и желал написать к ней предисловие — как к асеевскои «Ночной флейте», вышедшей одновременно; к тихой лирической книге Асеева он в результате приложил резко полемическую статью, где почти всех сверстников автора (включая Ахматову) обвинил в эпигонстве. Свою тактику Бобров объяснял так: литературных групп полно, течений множество, заявить о себе можно только посредством скандала. Тем не менее этот скандалист, человек резкий и слишком озабоченный литературной политикой в ущерб собственно литературе,— Пастернака любил. Он искренне пытался его трудоустроить, нашел вакансию в журнале «Вестник кинематографии» (его издавал Ханжонков) — и Пастернак горячо ухватился за эту возможность, поскольку кино его увлекало: переводя на обывательский язык его чрезвычайно путаное письмо к Боброву от 2 августа 1913 года,— в кинематографе он прельщался возможностью передать атмосферу действия во всей его полноте. В театре главная драма разыгрывается между сценой и залом, и долг артиста — убедить зрителя в достоверности происходящего; в кино этого нет, как нет и живого контакта артиста с партером, и главная драма состоит в преодолении этой разъединенности. В театре основная нагрузка ложится на слово автора и темперамент артиста — в кинематографе все дело в достоверности и поэтичности визуального ряда, и если эта достоверность достигнута — «тогда будет основанье искать нам имена для десятой музы». Это одно из первых в России высказываний по теории кино — и довольно точных; с кинематографом Пастернаку не повезло — он был, кажется, единственным крупным писателем своего...
7. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 4, страница 3)
Входимость: 4. Размер: 70кб.
Часть текста: на которое возлагались надежды на установление в стране законности и порядка, страшным общественным потрясением стало убийство в ночь с 7 на 8 января 1918 года в Мариинской больнице двух его депутатов, министра Временного правительства А. И. Шингарева и государственного контролера Ф. Ф. Кокошкина. Пастернак отозвался на это событие стихотворением: Мутится мозг. Вот так? В палате? В отсутствие сестер? Ложились спать, снимали платье. Курок упал и стер? Оно было переписано вместе со стихотворением "Русская революция", в котором с незаживающей болью непосредственного впечатления Пастернак противопоставлял нравственную высоту идеалов "бескровной революции" жестокой грубости большевистской практики. Чудовищная расправа матросов над офицерами в Кронштадте, когда их кидали в топки пароходов, ставится в вину Ленину, открыто призывавшему к насилию. Как было хорошо дышать тобою в марте И слышать на дворе, со снегом и хвоей На солнце, поутру, вне лиц, имен и партий Ломающее лед дыхание твое... А здесь стояла тишь, как в сердце катакомбы. Был слышен бой сердец. И в этой тишине Почудилось: вдали курьерский несся, пломбы Тряслись, и взвод курков мерещился стране. Он, - "С Богом, - кинул, сев; и стал горланить, - к черту - Отчизну увидав, - черт с ней, чего глядеть! Мы у себя, эй жги, здесь Русь, да будет стерта! Еще не все сплылось; лей рельсы из людей!" Удивительно в этом стихотворении открытое противопоставление...
8. Биография (неизвестный автор, вариант 2)
Входимость: 4. Размер: 23кб.
Часть текста: переулка и Второй Тверской-Ямской улицы, где они поселились. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893–1982), Жозефина (1900–1993) и Лидия (1902–1989). Приблизительно до 1920 года Пастернак носил по документам отчество Исаакович. Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Лев Толстой. В 1900 году Райнер Рильке познакомился с семьёй Пастернаков во время второго визита в Москву. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано). В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошёл 6 (19) августа, в день Преображения — ср. позднейшее стихотворение...
9. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 2, страница 5)
Входимость: 4. Размер: 103кб.
Часть текста: их сдвинули с несмываемых квадратов, которые они отстояли за свою верную девятигодовую стойку. Трое круглых суток провели мы с мамой в чужом доме, а мне было страшно за маму больно, что она загромождена таким количеством пыльной деревянной, шерстяной и стеклянной неприязни, и никто этого не знает, но попробуй кому-нибудь об этом сказать, так тебя обличат во лжи: как же, скажут, ведь это все сплошь ваши вещи, и квартира ваша; какой же тут еще чужой дом? Но стоило среди всей этой злорадной (перебираетесь, мол, дом на слом пойдет) рухляди попасться чему-нибудь такому, о чем эстетики пишутся, то есть тому, что называют красивой хорошей вещью, изящной или еще как-нибудь, как тотчас же эти действительно красивые: ноты (жирно гравированные) или перчатки или еще что-нибудь приковывали все мое внимание вот чем, - оказалось, что куда их ни ставь и как ни клади, они врагами дома не делаются, не грозят, а утешают, помнят и знают нас и желают маме успеха и доброго пути, и обещают перевесть счет всего нашего прошлого с этой улицы на любую улицу, куда их повезут, как переводят долг с лица на лицо. Я помню, как отрывала меня мама от этих заступников и торопила". В первых опытах несколько отрывков, написанных в 1910-1911 годах, уделено роли этих "натурщиков натюрморта" в драме, которою художник отвечает жизни, пришедшей к нему терять самое себя и вновь находить в искусстве. Их герой зовется именем Реликвимини. В письме Александру Штиху Пастернак называет это имя своим "псевдонимом-эмблемой", которым подписывал ранние вещи. Похожее по звучанию на итальянскую фамилию, это слово представляет собой форму второго лица множественного числа страдательного залога от латинского глагола relinquo - оставляю и может быть переведено как "вы остаетесь, останетесь". Более правильная форма Релинквимини появилась позднее, в "Апеллесовой черте" 1915 года как имя осмеиваемого в повести героя. По словам Сергея Дурылина, Пастернак был особенно ...
10. Биография (неизвестный автор, вариант 4)
Входимость: 4. Размер: 28кб.
Часть текста: Жизнь и творчество Будущий поэт родился в Москве в творческой еврейской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Кауфман, 1868—1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Борис появился на свет в доме на пересечении Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы, где они поселились. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893—1982), Жозефина (1900—1993) и Лидия (1902—1989). Приблизительно до 1920 года Пастернак носил по документам отчество Исаакович. Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели. В 1900 году во время второго визита в Москву с семьёй Пастернаков познакомился Райнер Рильке. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две прелюдии и соната для фортепиано). 25 октября 1905 года попал под казачьи нагайки, когда на Мясницкой улице столкнулся с толпой митингующих, ...