Поиск по творчеству и критике
Cлово "1902"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 1, страница 5)
Входимость: 10. Размер: 30кб.
2. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Лидия Чуковская
Входимость: 2. Размер: 135кб.
3. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 2, страница 1)
Входимость: 2. Размер: 38кб.
4. Борис Пастернак и власть. 1956–1960 гг. 22.01.1959. Записка Отдела культуры ЦК КПСС о намерении Б. Л. Пастернака получать гонорары за границей из-за непредставления работы и невыплаты денег в СССР
Входимость: 2. Размер: 8кб.
5. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Анастасия Цветаева
Входимость: 1. Размер: 15кб.
6. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография
Входимость: 1. Размер: 23кб.
7. Биография (неизвестный автор, вариант 2)
Входимость: 1. Размер: 23кб.
8. В.М.Борисов. Река, распахнутая настежь
Входимость: 1. Размер: 108кб.
9. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Ольга Петровская
Входимость: 1. Размер: 30кб.
10. Борисов В. М.: Река, распахнутая настежь
Входимость: 1. Размер: 81кб.
11. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XXXVIII. Глухая пора
Входимость: 1. Размер: 56кб.
12. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 1, страница 3)
Входимость: 1. Размер: 20кб.
13. Катаева Тамара: Другой Пастернак - Личная жизнь. Темы и вариации. Альтернатива Арине Родионовне
Входимость: 1. Размер: 49кб.
14. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава XIX. В зеркалах: Блок
Входимость: 1. Размер: 35кб.
15. Борис Пастернак и власть. 1956–1960 гг. 16.01.1957. Записка отделов ЦК КПСС культуры и по связям с иностранными компартиями о необходимости принятия мер для возвращения рукописи романа Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго"
Входимость: 1. Размер: 5кб.
16. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Александр Пастернак
Входимость: 1. Размер: 50кб.
17. Биография (неизвестный автор, вариант 4)
Входимость: 1. Размер: 28кб.
18. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Основные даты жизни и творчества Бориса Пастернака
Входимость: 1. Размер: 26кб.
19. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 1, страница 2)
Входимость: 1. Размер: 11кб.
20. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Лев Горнунг
Входимость: 1. Размер: 70кб.
21. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Александр Афиногенов
Входимость: 1. Размер: 34кб.
22. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава II. Детство
Входимость: 1. Размер: 50кб.
23. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 1, страница 4)
Входимость: 1. Размер: 35кб.
24. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 8, страница 1)
Входимость: 1. Размер: 50кб.
25. Биография (неизвестный автор, вариант 3)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
26. Клинг О.: Борис Пастернак и символизм
Входимость: 1. Размер: 94кб.
27. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Корней Чуковский
Входимость: 1. Размер: 72кб.
28. Кацис Леонид: Начальная пора
Входимость: 1. Размер: 22кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 1, страница 5)
Входимость: 10. Размер: 30кб.
Часть текста: от общих знакомых из Мюнхена и просил познакомить его с Толстым. Это легко было сделать, потому что Толстой был в Москве. Рильке воспринял Россию как поэтическую страну "вещих снов и патриархальных устоев". Вернувшись в Германию, он стал учить русский язык, читать Лермонтова, Толстого и Достоевского, переводить Чехова, сперва "Чайку", потом "Дядю Ваню" и просил прислать ему книги. "Хотел сейчас же исполнить вашу просьбу по поводу "Чайки" и "Дяди Вани" Чехова, но, к сожалению, нигде нельзя достать ни одного экземпляра, - отвечал Леонид Пастернак 12 марта 1900 года. - ...Я просил друга и приятеля Чехова - художника Левитана достать мне "Чайку" и "Дядю Ваню", и он написал об этом Чехову". Через год 26 апреля Рильке и Лу Андреас Саломе снова приехали в Москву, а 17 мая отправились в путешествие по России. Первой их целью была Ясная Поляна. Тем же поездом Пастернаки ехали в Одессу и встретились с ними на платформе Курского вокзала. Оказалось, что ехавшие не предупредили Толстого и не знали, застанут ли его. "В поезде мы встретились с проф. Пастернаком, ехавшим в Одессу. Когда мы ему сказали о нашей нерешительности, он нам сообщил, что в поезде находится добрый знакомый Толстого господин Буланже, который должен был знать, где сейчас граф. И действительно г-н Буланже сообщил нам все необходимое", - писал Рильке 20 мая 1900 года 20 . П. А. Буланже был служащим правления Московско-Курской железной дороги. С пути дали телеграмму, поезд вне расписания остановился в Козловой Засеке, лошадей подали вовремя....
2. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Лидия Чуковская
Входимость: 2. Размер: 135кб.
Часть текста: таксиста и женщину. Гудя, объяснил. Потом бурно: «Вы, наверное, Лидия Корнеевна?» — «Да», — сказала я. Поблагода­рив, я велела шоферу ехать и только тогда, когда мы уже снова пересекли шоссе, догадалась: «Это был Пастернак! Явление при­роды, первобытность». 28/XL 46. В 2, как условились, меня принял Симонов. Снача­ла дал список поэтов, у которых надо добыть стихи не позже 15 де­кабря — по три от каждого — лирические и «без барабанного боя». — Я хочу сделать подборку: «в защиту лирики». В конце кон­цов двадцать поэтов вряд ли обругают, а если обругают, то редак­тора — что ж, пусть... Потом дал мне папку: — Сядьте в уголке и разберитесь в этих стихах — я уж совсем запутался. Я села в углу, за шкафами, где корректоры. Стала разбирать­ся. Отобрала кое-что получше. <...> 6/XIL 46. Пришла домой смертно усталая. <...> Пришла, по­лежала и решила обзвонить по телефону поэтов, от которых жур­нал ждет стихов для лирической подборки. Начала, конечно, с Пастернака, ожидая радость. А дождалась другого. Оказывается, Симонов обещал Борису Леонидовичу аванс за прозу — десять тысяч рублей2. Это было уже две недели назад....
3. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 2, страница 1)
Входимость: 2. Размер: 38кб.
Часть текста: бей, а он им станет". Такой упрощенно фаталистический ответ можно дополнить. Лет в 10 это еще было детской игрой. Сначала "выставки картин", потом "издание иллюстрированного журнала". Александр Пастернак вспоминает открытку, на которой был наклеен сделанный Борей черный силуэт молодой женщины в шляпе со страусовым пером, хозяйки дома, в котором он жил во время Шуриной болезни. Дело было вскоре после печатания "Воскресения" в "Ниве": "В открытке Боря извещал меня тоном взрослого заказчика, что "его рассказ" близится к концу, и напоминал мне, чтобы я не задержал выполнение "двух иллюстраций", как было обусловлено... Брат "выпускал" свой журнал, в котором, как это по обложке (простая ученическая тетрадка) значилось, были разделы прозы, разной хроники (!!!), ребусов и занимательных игр. Я обычно получал "заказы" на иллюстрирование текстов, не потому, что брат не мог сам этого выполнить, а потому только, что писать или "сочинять" я был еще не способен. В упоминаемой открытке речь шла о рассказе крайней чувствительности, о жизни бездомных собак, которых ловят на улицах городов, ежели они без ошейников и номерков. Их увозят в закрытых фургонах и держат...
4. Борис Пастернак и власть. 1956–1960 гг. 22.01.1959. Записка Отдела культуры ЦК КПСС о намерении Б. Л. Пастернака получать гонорары за границей из-за непредставления работы и невыплаты денег в СССР
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Часть текста: «Ознакомить (по Комиссии). Е. Фурцева». Расписались П. Н. Поспелов, Н. А. Мухитдинов, М. А. Суслов. РГАНИ. Ф. 5. Оп. З6. Д. 61. Л. 66. Подлинник. Приложение Письмо Б. Л. Пастернака во Всесоюзное управление по охране авторских прав 11 января 1959 г. Глубокоуважаемый Григорий Борисович! Прошу Вас через посредство отдела по охране авторских прав выяснить, отчего задерживаются и не производятся два платежа. 1) По тбилисскому издательству «Заря Востока», за выпущенную ими весною книгу «Стихи о Грузии и грузинские поэты», 1 а также за участие в отдельных переводных изданиях Чиковани, Леонидзе 2 и др. в общей сложности задолженность более 21-й тысячи (без удержания налога), как явствует из октябрьского письма Г. В. Бебутова, главного редактора издательства, которое прилагаю в виде справки. Часть этих денег, в размере пяти тысяч, я просил перевести по почте О. В. Ивинской, остальное – мне на мою сберкнижку. 2) По Гослитиздату, согласно договору № 10876 от 17/Х-58 г. Означенная в договоре работа (стихотворный перевод драмы Словацкого 3 ) выполнена и сдана около полутора месяцев тому назад. Вместе с тем остается в силе моя третья просьба, обращенная к Вам в устной форме, выяснить, будут ли действительно давать мне работы и их оплачивать в виде нужного мне заработка, как о том все время делаются официальные заявления, пока не соответствующие истине, потому что в противном случае мне придется искать иного способа поддерживать существование 4 , один из которых (путем обмена доверенностями с Хемингуэем, Лакснессом, Ремарком, Мориаком 5 и другими) я Вам назвал. Уважающий Вас Б. Пастернак  РГАНИ. Ф. 5. Оп. З6. Д. 61. Л. 68. Заверенная...
5. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Анастасия Цветаева
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: Пастернак в воспоминаниях современников Анастасия Цветаева Анастасия Цветаева рассказывает... Беседа А. К Цветаевой с М. К Фейнберг М. Ф.: Анастасия Ивановна, когда Вы познакомились с Пас­тернаком? А. Ц.: Марина, уезжая к мужу в Чехию1, говорила мне: «Ася, о Павлике2 я тебе рассказала, Есенин, конечно, талантлив, но он на одной струне. Есть только один человек в России, один поэт, о котором не сказала тебе, я заметила его, я слышала его выступ­ления, он и его стихи — замечательны, и он их прекрасно читает. Лицом он похож на Пушкина, ростом — выше. Вот его ты посмо­три и послушай. Это Борис Пастернак». Сказала это она в начале лета 1922 года. Впервые я Бориса увидела в 1923 году. Он вышел ко мне с томиком Марининых стихов «Ремесло» — серенькой, скромной книжкой, долгие годы бывшей моей любимой. Марина из Чехии Борису Пастернаку в Берлин передала для меня этот сборник. Борис был, помнится, в сером пальто, сняв се­рое кепи, и из этого тускло-серебряного одеяния из-под темно-каштанового оперения на меня глядели светло-каштановые глаза с собачьим выражением преданности. Обласкивая, вглатывая, при­глядываясь, познавая и проверяя («Понимаю, — сказала я себе, — проверяет сходство с Мариной»). Но он уже смеялся во всю пасть собачью, радостно, громко....
6. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: именно этому периоду жизни огромную творческую дань. В "Охранной грамоте" 1931 года и очерке "Люди и положения" 1957 года создан единый и не вызывающий сомнения пластический образ его становления и роста, того, как он пришел к художественной самостоятельности, иными словами - добился победы в своем призвании и бесспорного места в истории своего поколения. Таким образом отчет о формировании тоже становится примечанием к написанному им самим о том, как в его "отдельном случае жизнь переходила в художественное претворение, как оно рождалось из судьбы и опыта". Взяв на себя вспомогательную задачу уточнения места и времени событий, сопоставления художественных текстов, воспоминаний и документов, биографическое исследование открывает неожиданные перспективы. Пластически законченные картины и мысли художника в хронологическом порядке и в историческом обрамлении увиденных и пережитых событий приобретают дополнительную выпуклость и цельность. То, что казалось сложным, - уясняется, неясное и на первый взгляд произвольное получает нравственно-историческую мотивировку. В насыщенные историческими событиями годы жизни Бориса Пастернака, как никогда раньше, изменились сами условия существования людей. Полосу военных и революционных потрясений он встретил сложившимся человеком двадцати четырех лет с определенным литературным и более длительным художественным и философским опытом, полученным в условиях России мирного времени, о котором писал: Я жил в те дни, когда на плоской Земле прощали старикам, Заря мирволила подросткам И вечер к славе подстрекал. Когда, нацелившись на ...
7. Биография (неизвестный автор, вариант 2)
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: 1890, Москва, Российская империя — 30 мая 1960, Переделкино, Московская область, СССР) — русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958). Будущий поэт родился в Москве в интеллигентской еврейской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Кауфман, 1868–1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Борис появился на свет в доме на пересечении Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы, где они поселились. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893–1982), Жозефина (1900–1993) и Лидия (1902–1989). Приблизительно до 1920 года Пастернак носил по документам отчество Исаакович. Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Лев Толстой. В 1900 году Райнер Рильке познакомился с семьёй Пастернаков во время второго визита в Москву. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано). В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошёл 6 (19) августа, в день Преображения — ср. позднейшее стихотворение «Август»). 25 октября 1905 года попал под казачьи...
8. В.М.Борисов. Река, распахнутая настежь
Входимость: 1. Размер: 108кб.
Часть текста: ясным пониманием того, что "неумение найти и сказать правду - недостаток, которого никаким умением говорить неправду не покрыть". "Стихи значат гораздо меньше для меня, чем Вы, по-видимому, думаете, - писал Пастернак в мае 1956 г. одной из своих корреспонденток, возражая против трактовки его как поэта по преимуществу. - Они должны уравновешиваться и идти рядом с большой прозой, им должна сопутствовать новая, требующая точности и все еще не нашедшая ее мысль, собранное, не легко давшееся, поведение, трудная жизнь". Первые прозаические наброски Пастернака датируются тою же зимой 1900/1910 г., что и первые поэтические опыты, и с этого времени рядом с писанием стихов постоянно шла работа над прозой, и именно ее Пастернак считал, вопреки общепринятым представлениям о нем, главным делом своей жизни. Своими первыми опытами в прозе Пастернак был неудовлетворен. Формальный блеск их - качество, особенно восхищавшее литературное окружение молодого Пастернака, - сам он очень скоро осознал как препятствие, мешающее поискам "человека в категории речи" и заглушающее "голос жизни, звучащий в нас". Зимой 1917/1918 года, завершив книгу лирических стихотворений "Сестра моя жизнь". Пастернак начал работу над большим романом с предположительным названием "Три имени". Воплощение этого замысла и тогда, и много позже он считал поворотным пунктом в своей литературной судьбе. В своем первом письме к Пастернаку (29 июня 1922 г.) Цветаева вспоминала: "Когда-то (в 1918 ...
9. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Ольга Петровская
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Часть текста: в Москву из Читы приехала дальневосточная литературная группа «Творчество» За неимением постоянных квартир члены группы разбрелись по Москве — кто куда: к знакомым, к родст­венникам. Мы с мужем (тоже члены группы «Творчество») при­няли предложение Асеевых, приехавших из Читы несколькими месяцами раньше, пожить у них. Живем уже неделю. День склоняется к вечеру. Асеев «в ударе». Весел. Остроумен. Подвижен. Хохочет, всех вовлекая в круг шуток, рассказывает уморительные небылицы. Оксана щебечет в унисон мужу. В дверь постучали. Входят двое — он и она, молодые, улыба­ются хозяевам, кинувшимся гостям навстречу. Как только пришедший произнес несколько слов, я тотчас узнала его, хотя никогда раньше не видела и даже фото его мне не попадались. По темному блеску глаз, по стремительным движе­ниям, по всему облику его, а в особенности по его голосу, так любовно и артистично изображаемому Асеевым прошлой зимой там — в далекой сибирской глухомани, — сразу вспомнились и зазвучали в голове те стихи, Асеевым читанные: Приходил по ночам В синеве ледника от Тамары, Парой крыл намечал, Где гудеть, где кончаться кошмару. Не рыдал, не сплетал Оголенных, исхлестанных, в шрамах. Уцелела плита За оградой грузинского храма... Да, да... это они, те самые стихи из «Памяти Демона»... И вот пришел сам поэт. Он так и назвал себя, знакомясь, просто: Пас­тернак. Он здесь. Как непохожи были эти два человека. Два поэта. Светлый, звонкий, непоседливый Асеев и Пастернак, словно яркий прише­лец с каких-то неведомых южных гор, — говорящий на каком-то своем особом наречии, сначала как будто и трудном, не вполне понятном, но в какое-то неуловимое мгновение его речь вдруг...
10. Борисов В. М.: Река, распахнутая настежь
Входимость: 1. Размер: 81кб.
Часть текста: картине". Это описание мечты Юрия Живаго, как и многое другое в романе, замешено на автобиографических "дрожжах" и может быть отнесено к творческому опыту самого автора. Состояние "физической мечты о книге", которая "есть кубический кусок горячей, дымящейся совести - и больше ничего", владело Пастернаком с первых шагов в литературе, сопровождаясь ясным пониманием того, что "неумение найти и сказать правду - недостаток, которого никаким умением говорить неправду не покрыть". "Стихи значат гораздо меньше для меня, чем Вы, по-видимому, думаете, - писал Пастернак в мае 1956 г. одной из своих корреспонденток, возражая против трактовки его как поэта по преимуществу. - Они должны уравновешиваться и идти рядом с большой прозой, им должна сопутствовать новая, требующая точности и все еще не нашедшая ее мысль, собранное, не легко давшееся, поведение, трудная жизнь". Первые прозаические наброски Пастернака датируются тою же зимой 1900/1910 г., что и первые поэтические опыты, и с этого времени рядом с писанием стихов постоянно шла работа над прозой, и именно ее Пастернак считал, вопреки общепринятым представлениям о нем, главным делом своей жизни. Своими первыми опытами в прозе Пастернак был неудовлетворен. Формальный блеск их - качество, особенно...