Поиск по творчеству и критике
Cлово "1890"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография
Входимость: 5. Размер: 23кб.
2. Гаспаров М. Л., Поливанов К. М.: Борис Пастернак с лета 1913 до лета 1914: год самоопределения
Входимость: 3. Размер: 84кб.
3. Могилы знаменитостей. Московский некрополь. Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)
Входимость: 3. Размер: 3кб.
4. Иванов Вячеслав: К истории поэтики Пастернака футуристического периода
Входимость: 3. Размер: 61кб.
5. Халина Татьяна: Пастернак Борис Леонидович
Входимость: 3. Размер: 57кб.
6. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Пролог
Входимость: 3. Размер: 10кб.
7. Борис Пастернак: Женщины его боготворили (автор неизвестен)
Входимость: 2. Размер: 30кб.
8. Биография (Энциклопедия Кругосвет)
Входимость: 2. Размер: 13кб.
9. Клинг О.: Борис Пастернак и символизм
Входимость: 2. Размер: 94кб.
10. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 1, страница 4)
Входимость: 2. Размер: 35кб.
11. Поливанов К. М.: Борис Леонидович Пастернак
Входимость: 2. Размер: 13кб.
12. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Татьяна Толстая
Входимость: 1. Размер: 15кб.
13. Паперный З. С.: Пастернак Борис Леонидович (БСЭ. 1969-1978)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
14. Борис Пастернак и власть. 1956–1960 гг. 04.06.1960. Информация Отдела культуры ЦК КПСС о похоронах Б. Л. Пастернака
Входимость: 1. Размер: 8кб.
15. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Зинаида Пастернак
Входимость: 1. Размер: 159кб.
16. Биография (Гуманитарный словарь - 2002)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
17. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 1, страница 3)
Входимость: 1. Размер: 20кб.
18. Биографические материалы
Входимость: 1. Размер: 6кб.
19. Борис Пастернак и власть. 1956–1960 гг. 14.03.1959. Записка генерального прокурора СССР Р. А. Руденко о допросе Б. Л. Пастернака
Входимость: 1. Размер: 7кб.
20. Лекции: Борис Леонидович Пастернак (неизвестный автор)
Входимость: 1. Размер: 68кб.
21. Захариева И.: Эротический сюжет в ранней лирике Бориса Пастернака
Входимость: 1. Размер: 35кб.
22. Биография (неизвестный автор, вариант 2)
Входимость: 1. Размер: 23кб.
23. Лихачев Д. С.: Борис Леонидович Пастернак
Входимость: 1. Размер: 57кб.
24. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 1, страница 2)
Входимость: 1. Размер: 11кб.
25. Биография (неизвестный автор, вариант 4)
Входимость: 1. Размер: 28кб.
26. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Основные даты жизни и творчества Бориса Пастернака
Входимость: 1. Размер: 26кб.
27. Дом - музей Бориса Пастернака в Переделкине
Входимость: 1. Размер: 10кб.
28. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Константин Локс
Входимость: 1. Размер: 67кб.
29. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Корней Чуковский
Входимость: 1. Размер: 72кб.
30. Жизнь Б. Л. Пастернака в датах и фактах
Входимость: 1. Размер: 11кб.
31. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 1, страница 5)
Входимость: 1. Размер: 30кб.
32. Селивановский А.: Пастернак (Лит. энциклопедия 1929-1939 )
Входимость: 1. Размер: 19кб.
33. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава II. Детство
Входимость: 1. Размер: 50кб.
34. Некоторые подробности биографии Пастернака (автор неизвестен)
Входимость: 1. Размер: 33кб.
35. Борис Пастернак в воспоминаниях современников. Лев Горнунг
Входимость: 1. Размер: 70кб.
36. Биография (неизвестный автор, вариант 1)
Входимость: 1. Размер: 13кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография
Входимость: 5. Размер: 23кб.
Часть текста: материала - документов, писем, воспоминаний современников. Она раскрывает перед читателем не только обстоятельства жизни поэта, но и показывает творческую историю создания его произведений. ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ Биография творческой личности по необходимости должна быть сводным комментарием к ее работам. Тем более это относится к биографии писателя. Исключение могли бы составить его ранние годы: детство, отрочество и юность. Но, подобно величайшим из своих предшественников, Борис Пастернак отдал именно этому периоду жизни огромную творческую дань. В "Охранной грамоте" 1931 года и очерке "Люди и положения" 1957 года создан единый и не вызывающий сомнения пластический образ его становления и роста, того, как он пришел к художественной самостоятельности, иными словами - добился победы в своем призвании и бесспорного места в истории своего поколения. Таким образом отчет о формировании тоже становится примечанием к написанному им самим о том, как в его "отдельном случае жизнь переходила в художественное претворение, как оно рождалось из судьбы и опыта". Взяв на себя вспомогательную задачу уточнения места и времени событий, сопоставления художественных текстов, воспоминаний и документов, биографическое исследование открывает неожиданные перспективы. Пластически законченные картины и мысли художника в хронологическом порядке и в историческом обрамлении увиденных и пережитых событий приобретают дополнительную выпуклость и цельность. То, что казалось сложным, - уясняется, неясное и на первый взгляд произвольное получает...
2. Гаспаров М. Л., Поливанов К. М.: Борис Пастернак с лета 1913 до лета 1914: год самоопределения
Входимость: 3. Размер: 84кб.
Часть текста: до лета 1914: год самоопределения Борис Пастернак с лета 1913 до лета 1914: год самоопределения В декабре 1913 (с датой 1914 на обложке) вышел «Близнец в тучах» – первая книга стихов Бориса Пастернака. Его появлению предшествовало несколько лет нерегулярных поэтических и прозаических опытов, от которых сохранилось определенное количество набросков и несколько стихотворений. Остальное, видимо, было уничтожено автором. Стихи «Близнеца в тучах» писались подряд как связная книга, которая должна была стать программной. Рядом писали и издавали такие же дебютные книжки два товарища Пастернака, Сергей Бобров и Николай Асеев, с которыми он вскоре составит футуристическую группу «Центрифуга». Книга действительно стала этапом в писательском самоопределении автора – только после нее он начинает говорить о своих литературных занятиях как о профессии. Окончив философское отделение историко-филологического факультета Московского университета весной 1913, Пастернак должен был определить для себя круг своих дальнейших занятий. Лето, проведенное на снимаемой родителями даче, было отдано размышлениям о предстоящем выборе профессионального пути. Этим летом он впервые пишет стихи не вдохновенными урывками, а повседневно, упорно и сосредоточенно – как потом будет всю жизнь. Осенью работа продолжается. После выхода книги Пастернак уже во многом совершенно иначе обозначает свою литературную позицию, соотносит свои представления с реакцией критики и окружающих на «Близнеца в тучах». Чтобы лучше представить себе этот момент осознания Пастернаком своего профессионального призвания (вспомним, что до этого он последовательно отказывался сперва от музыкального, затем от философского поприща), постараемся пристальнее рассмотреть обстоятельства его жизни в 1913–1914 гг., его личные и литературные контакты, круг чтения. Картину этого года нам позволяют восстановить письма Пастернака к родителям,...
3. Могилы знаменитостей. Московский некрополь. Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)
Входимость: 3. Размер: 3кб.
Часть текста: Могилы знаменитостей. Московский некрополь. Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) Русский поэт, классик отечественной и мировой литературы. Родился 10 февраля 1890 г. в Москве. Первый сборник стихов "Близнец в тучах" выпустил уже в 1914 году; второй сборник, изданный в 1917 году, назывался "Поверх барьеров". Входил в литературную группу "Центрифуга", занимавшую позицию между символистами и футуристами. Некоторое время входил в ЛЕФ («Левый фронт искусств»), провозгласивший создание нового революционного искусства. Широкую известность поэту принесла книга стихов "Сестра моя - жизнь", изданная в 1922 г. Б. Пастернак переводил стихи грузинских поэтов - Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. Владея многими языками, П. создал новые переводы пьес У. Шекспира, "Фауста" И. В. Гёте, стихов Г. Сакса, П. Шелли, Дж. Китса, П. Верлена. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 г. Б. Пастернак пишет стихи о героях и тружениках войны. В 1943 выходит сборник "На ранних поездах", в 1945 г. - "Земной простор". В 1958 г, за роман "Доктор Живаго", изданный за рубежом, Б. Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе. Реакцией на это событие стала травля поэта, его обвинили в измене Родине, исключили из Союза писателей. В результате, под угрозой выдворения из СССР, Б. Пастернак был вынужден отказаться от этой престижной премии. Скончался 30 мая 1960 г. в посёлке Переделкино под Москвой, похоронен на Переделкинском кладбище. Как найти могилу От Киевского вокзала доехать до станции Переделкино. Кладбище находится недалеко от станции, любой человек подскажет. Войдя на кладбище пройти немного вперед как бы до небольшой развилки; пойти по правой тропинке всё время вдоль забора, ограждающего кладбище. Она и приведет сначала к могиле поэта Арсения Тарковского (она справа у самого забора), а пройдя дальше, вдоль этого же забора, слева, за деревьями, увидите белый камень на могиле Б. Пастернака.
4. Иванов Вячеслав: К истории поэтики Пастернака футуристического периода
Входимость: 3. Размер: 61кб.
Часть текста: Анненского[4], писался в то время, когда Пастернак еще был участником объединения «Лирика», возглавлявшегося и поддерживавшегося Юлианом Анисимовым[5]. Едва ли к последнему приложимо полностью замечание о недаровитости эпигонов: напомню, что к стихотворению Анисимова “Cура” восходит первая половина начальной строки блоковского «На небе - празелень»; хотя Блок и назвал анисимовские стихи «очень бледными», но именно это поэтическое применение названия иконописной краски, содержавшееся в анисимовском стихотворном сборнике «Обитель», перед тем- в 1913г. - посланном ему автором с почтительной надписью, Блок невольно запомнил и использовал во втором стихотворении цикла «Кармен» в следующем 1914г.[6]. Позже Пастернак, не смягчая своего приговора по поводу дилетантства Анисимова, в своем первом опыте мемуаров хвалит его переводы, а во втором автобиографическом повествовании воздает должное его образованности. Пастернак познакомил Анисимова со стихами Рильке, столько для Пастернака тогда (но и много спустя) значившего и определившего много в его первых опытах, среди которых- переложения или явные подражания немецкому поэту («что если Бог- это кистень...»: стихи, в которых, как и во многом у Рильке, можно усмотреть образность, близкую к футуристической); Анисимов позднее, узнав от Пастернака о Рильке, тоже начал переводить его и выпустил целые...
5. Халина Татьяна: Пастернак Борис Леонидович
Входимость: 3. Размер: 57кб.
Часть текста: Леонида Осиповича Пастернака и его жены Розы Исидоровны Кауфман, января 30-го в 12 часов ночи родился здесь, по Оружейному переулку, дом Веденеева, сын, которому дали имя - Борис». Позже Борис Пастернак писал о своем детстве: О, детство, ковш душевной глуби! О, всех лесов абориген, Корнями вросший в самолюбье, Мой вдохновитель, мой регент! Борис Пастернак с младенчества оказался на перекрёстке больших трудов русской и мировой культуры, немаловажная часть которых совершалась у него на глазах. Его отец был художником-академиком, а мама - выдающейся пианисткой. В доме Пастернаков бывали Толстой, Скрябин, Серов, Ге и другие известные люди своего времени. Из окна их кухни можно было наблюдать за работой скульптора Паоло Трубецкого. Квартира примыкала к мастерским, где замечательные педагоги обучали молодых художников, многие из которых составили потом славу русского искусства. Таким образом, Пастернак с детства был включён в атмосферу серьёзного творческого труда. В сущности, Пастернак мог состояться не только как потенциальный музыкант или философ, но и как профессиональный живописец. Начиная с детских лет и до последних дней, он всегда видел мир в своей поэзии, лирической и традиционной прозе, в красках и линиях. Пастернак как бы не разлучался с мольбертом и палитрой, и мысленно смешивать краски для него было наибольшим удовольствием. В четырёхлетнем возрасте Борис Пастернак вместе со всей семьёй переехал в казённую квартиру Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице против почтамта. О роли музыки в своей жизни, и в особенности Скрябина, с которым семья дружила в его отроческие годы, Пастернак писал: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства. К его возвращению из–за границы я был учеником композитора Гриэра....
6. Быков Дмитрий Львович: Борис Пастернак. ЖЗЛ. Пролог
Входимость: 3. Размер: 10кб.
Часть текста: фильм, в котором рассказывается о двух днях жизни человека. О дне его рождения и дне смерти. История, судя по началу, должна была развиваться в определенном направлении, но, как показал эпилог, пошла совсем другим путем, очень далеким от намечавшегося. Далеким даже географически. Представим себе фильм, в котором есть утро и вечер, но нет напряженности времени, пролегшего между ними. Микеланджело Антониони «Утро и вечер» Русский поэт Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля н. ст.) 1890 года в Москве и умер 30 мая 1960 года в Переделкине от рака легких. Всей его жизни было семьдесят лет, три месяца и двадцать дней.  29 января 1890 Понедельник «Московские ведомости» ПРИДВОРНЫЕ ИЗВЕСТИЯ. Высочайшие приемы. «Правительственный Вестник» сообщает, что в пятницу, сего 26 января, имел счастие представляться Его Величеству Государю Императору командир 17 армейского корпуса, Генерального штаба генерал-лейтенант Залесов… ДЕТСКИЙ БАЛ. 25 января, вечером, в собственном Его Величества (Аничковом) Дворце состоялся детский бал, на котором присутствовали Их Величества, Их Императорское Высочество наследник цесаревич, Великая княгиня Эдинбургская Мария Александровна с супругом герцогом...
7. Борис Пастернак: Женщины его боготворили (автор неизвестен)
Входимость: 2. Размер: 30кб.
Часть текста: его боготворили (автор неизвестен) Борис Пастернак: Женщины его боготворили Проживший долгую жизнь Борис Пастернак на первый взгляд написал не так уж и много — все его стихи помещаются в один большой том. Обычно объясняется это тем, что у него всегда не хватало времени на творчество. Необходимость зарабатывать деньги многочисленными переводами, трудности с жильём, душевные терзания. Однако если рассматривать всю его жизнь — вне стола, пера и бумаги — как произведение, мы получаем объёмный роман о борьбе вдохновения и быта, пера и молота. Лишь часть его описана самим автором — и прямо, и иносказательно. Пастернак мог и не быть поэтом. «Многим, если не всем, обязан отцу, академику живописи Леониду Осиповичу Пастернаку, и матери, превосходной пианистке», — писал он в биографии. Родившись 10 февраля 1890 года в Москве, куда семья переехала из Одессы, он с детства пробовал рисовать, в юности шесть лет серьёзно занимался музыкой, учился философии. И вдруг резко ушёл в поэзию в начале 1910-х. Выдающийся поэт, почти лауреат Нобелевской премии, которую Борису Пастернаку дали за роман «Доктор Живаго», был во многом обязан...
8. Биография (Энциклопедия Кругосвет)
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Часть текста: советский поэт, прозаик, переводчик. Родился 10 февраля 1890 в Москве. Его мать была пианисткой, отец – художник. Дух творчества постоянно жил в квартире Пастернаков. Здесь часто устраивались домашние концерты. «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина», – вспоминал Пастернак впоследствии. Ему прочили карьеру музыканта. Еще в пору учебы в гимназии он прошел 6-летний курс композиторского факультета консерватории, но в 1908 оставил музыку: у него не было абсолютного музыкального слуха. Поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Весной 1912 он поехал продолжать учебу в немецкий город Марбург. Глава марбургской школы философов-неокантианцев Герман Коген предложил Пастернаку остаться в Германии для получения докторской степени ( см. также НЕОКАНТИАНСТВО). Однако и этому не суждено было осуществиться. Молодой человек влюбился в бывшую свою ученицу Иду Высоцкую, заехавшую вместе с сестрой в Марбург, чтобы навестить Пастернака. Он начал писать стихи. Они приходили и раньше, но лишь теперь их стихия нахлынула на него. Позже в автобиографической повести Охранная грамота (1930) поэт попытался обосновать свой выбор, а заодно дать определение этой овладевшей им стихии: «Мы перестаем узнавать действительность. Она предстает в какой-то новой категории. Категория эта кажется нам ее собственным, а не нашим состоянием. Помимо этого состояния все на свете названо. Не названо и ново только оно. Мы пробуем его назвать. Получается искусство». По возвращении в Москву он входит в литературные...
9. Клинг О.: Борис Пастернак и символизм
Входимость: 2. Размер: 94кб.
Часть текста: и символизмом дает возможность, а может быть, делает необходимым еще раз присмотреться к соотношению футуризма и символизма. Поэт сам обозначил свои истоки в символизме. Публично — и осознанно — в «Охранной грамоте», в которой Пастернак, по его словам, старался быть «не интересным, а точным». Причем по разным поводам. Во-первых, в связи с музыкой и Скрябиным (впрочем, и музыка, и Скрябин были частью символистского самосознания). «Музыка, прощанье с которой я только еще откладывал, уже переплеталась у меня с литературой. Глубина и прелесть Белого и Блока не могли не открыться мне». Далее упоминается о символистском «Мусагете», откуда вышли почти все молодые московские поэты 1910-х годов. В этом и во многих других лежащих совершенно в другой плоскости явлениях Пастернак находил черты своего «поколенья». Он видит в цепи «характера случайности и случайностей характера»1 не просто закономерность, а источник энергии, питающей жизнь и отодвигающей смерть. Каждое новое поколение не хочет помнить опыт предыдущего поколения, знающего о смерти, о невозможности изменить жизнь и избежать смерти, которая, согласно мироощущению Пастернака времени «Охранной грамоты», есть неминуемый итог человеческого пути и жизни вообще. Спасение от отчаяния, от ощущения невозможности вырваться с общей дороги — смерти он видит в искусстве. «А чтобы заслонить от них («молодых людей». — О. К.) двойственность бега сквозь неизбежность, чтобы они не сошли с ума, не бросили начатого и не перевешались всем земным шаром, за деревьями по всем бульварам караулила сила, страшно бывалая и искушенная, и провожала их своими умными глазами». В разные годы своей жизни Пастернак будет возвращаться, почти навязчиво, к оценке и переоценке своего раннего творчества и творчества своего поколения. Уже в...
10. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 1, страница 4)
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Часть текста: Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 1, страница 4) ГЛАВА I ДЕТСКИЕ ГОДЫ 1890-1902 15 Выпал снег, потом крупными хлопьями стало заметать улицы, двор и сад. Дорожки чистили, и по бокам высились стенки сугробов. В солнечный день деревянной лопаткой можно было с упоением резать кубики и рыть норы в плотных откосах. В нижний подвальный этаж бегали завтракать учащиеся. В следующем дворе за складами картин и инвентаря жили служащие училища, сторожа, конюхи, швейцары. Главной чертой Бориного характера была впечатлительность. Ее отражением и следствием - отзывчивость. Казалось, что это идет извне. Окружающее было огромно и загадочно. Оно вызывало сострадание, требовало объяснения и ответных действий. Дома под руками матери и отца оно преображалось в музыку и живопись. Соответствия были разнообразны, от азбучно наглядных в жанровых картинах и иллюстрациях до глубины фортепианного репертуара, который постоянно менялся, рос и совершенствовался. Мальчик спрашивал. Ему отвечали. Не все ответы успокаивали с достаточностью. Непонятное рождало страхи и фантазии. Воссоздавая свои первые детские ощущения волнующего и непонятного, Пастернак спустя пятьдесят...