Яков Черняк
ЗАПИСИ 20-х ГОДОВ
10 ноября 1923 года. Москва
Вчера в редакцию заходил Пастернак. Он несколько дней был нездоров. Все же он успел переделать начало своей поэмы и сдал его «ЛЕФу», несмотря на все свои сомнения1. Обещал на днях заглянуть ко мне. Мы с ним несколько минут поговорили. Просмотрев по моему предложению недавно присланную в редакцию К. Локсом статью «Современная проза. Критика псевдореализма» («Круг» etc.), ушел. Рассказывал о трудностях, с какими ему приходится встречаться при получении его книг из-за границы. Книги долго лежали в подвале 3. И. Гржебина в Берлине. 3. Г. (представитель Наркомпроса в Берлине) обещал лично проследить за отправкой их в Россию. Прошло восемь месяцев. Теперь Пастернак эти книги получает — расползшиеся, размытые сыростью и водой, отсыревшие и разбухшие2. «Когда я их увидал, у меня слезы подступили к горлу... и не потому, что это мои книги, жалко и т. п., нет... ведь это просто больно, когда так обращаются... Часть книг находится в цензуре. Цензор их забрал, что называется, на вес». Безобразие и анекдот. Им забраны книги с пометкой Р. Ц. 3, изданные во время революции в России, увезенные Пастернаком из России года полтора тому назад и возвращающиеся теперь. Среди книг, задержанных цензором, например, русский старый перевод Диккенса, современные немецкие революционные издания и пр. Пастернак пристыдил цензора, и тот, кажется, на днях выдаст ему все. По поводу этого Пастернак говорит: «Цензор меня знает, заявляет: вы человек известный, вам все будет выдано, — а что, — прибавляет Пастернак, — если бы я был менее известен, не получить мне тогда книг?» 19 ноября
<...> Вчера был у К. Локса; виделся там с Пастернаком. Боря в унынии. Говорит, что «знает теперь — вещь его неудачна»... В «ЛЕФе» организовали «комиссию» для оценки этой вещи. (Каково! — это товарищи по группе и художественному единомыслию; это Третьяков будет судьей Пастернака, поэт, которого сами лефовцы квалифицируют как «опытного (!) вульгаризатора»? А роль Асеева в этом деле!.. Руками разведешь на эту «теплую компанию».) Жмутся насчет того, чтобы напечатать ее4. Я говорил Пастернаку, что мое мнение незыблемо — на их слова в этот раз внимания не обращать никакого. Они нынче в жару охоты за деньгами и выгодными «платформами» — «походкою гиены».
29 ноября
В редакции перебывала за эти дни масса народу. Заходил В. Брюсов, как всегда подтянутый, напрягшийся, как свернутая пружина. Жесткий и вежливый. Я его всегда тепло встречаю в редакции, и он, очевидно, не может себе объяснить, отчего это происходит. Наш разговор вертелся главным образом вокруг его очередных для нашего журнала работ, но не лишены интереса для его характеристики и сторонние его замечания. Так, например, любопытен его ответ относительно чистки студентов в его литературном институте. История возмутительная. Из института выброшены около 200 человек; из них, по словам Брюсова, около 150 «мертвых душ», т. е. фактически не занимавшихся, остальные либо малоуспешны, либо «политически и социально неприемлемы». На мой вопрос о причинах исключения Вильмонта — талантливого молодого поэта5 — Брюсов говорит: «Да, тут академических причин нет (ему осталось всего полгода до окончания курса), но он идеалист, участвует во всех оппозиционных кружках студентов, в его стихах молитвы, иконы, Бог... он держится вызывающе... Я, — говорит Брюсов, — на одном заседании его отстоял, но на следующем вопрос был пересмотрен и его исключили». Замечательно, что это решается говорить человек и поэт, через несколько недель вступающий в 51-й год жизни, и изо всех 50 лет едва ли 5 им отданы не «идеализму», не молитве, не Богу или Сатане, черт его знает! Историю с исключением рассказал мне К. Локс, последний в совершенном отчаянии от всего этого. Б. Пастернак, возмущенный, написал письмо П. С. Когану — а этот плоский человек наверное отмолчится6. 4 декабря
<...> Третьего дня были у Петровского Д. В. 7 — поэта, слушали стихи Варвары Мониной8 и Дм. Петровского, присутствовали К. Локс, Ю. Анисимов (пришел к концу), Б. Пастернак и несколько женщин — «жены». Стихи Мониной — милы. Петровского — плохи. В общем, впечатление незначительное.
19 декабря
<...> Воскресенье и понедельник 16-17 декабря литературный мир чествовал Валерия Брюсова. Конечно, не весь литературный мир. Не было в этом чествовании ни единодушия, ни искренности, ни любви. Вокруг этого юбилея много толков — возмущения одних, хлестаковщины других. Валерий Брюсов при мне говорит: «Я принципиально не принимаю никакого участия во всем, что связано с подготовлением юбилейных чествований». Однако Брюсов не мог не знать, как это делается. М<ихаил> 0<сипович>9 мне рассказывал, что «сверху» было сказано некоему лицу (фамилии М. О. не назвал) — «надо устроить!». Приказание было передано по инстанциям. «Фактотумы» постарались. Был образован Комитет по чествованию, и дальше все пошло как по машине. В результате — в воскресенье 16-го его чествовала Академия художественных наук под председательствова-нием А. Луначарского (а после перерыва — М. Н. Покровского), состоялось заседание при общем стечении публики. Были прочитаны доклады: П. Сакулиным—«Классик символизма», Л. Гроссманом «Брюсов и французские поэты», Г. Рачинским «Брюсов и литературный институт», С. Шервинским «Брюсов и Рим», Цявловским «Брюсов — пушкинист». Доклады — напыщенные и лживые, как Сакулина, или даже не очень грамотные — как Гроссмана, но весьма витийственные — уже явственно собой обозначили линию фальши, по которой должно было бы идти все остальное. Так и было действительно. Много разговоров вызвало в литературных кругах предположенное награждение Брюсова званием «народного поэта». Однако, к счастью, «грамота Рабоче-крестьянского правительства поэту Валерию Брюсову» ограничилась лишь выражением «благодарности». Нет сомнения, если б не воздержались они от предполагаемого шага, все чествование сразу бы выдало свой одиозный характер и великое превратилось бы в смешное. Полонский очень метко сказал, что Брюсов «вовремя попал». Писатель крупный, известный, весь в буржуазной литературе, своим вступлением в 19-м году в коммунистическую партию сумел выделить себя и противопоставить всем своим сверстникам. Немудрено, что ему «благодарны». Полонский, улыбаясь, цитирует:
И ходят их головы кругом,
Князь Курбский стал нашим другом... 10
Политическая демонстрация в этом чествовании — едва ли не З/4 его содержания. В чествовании принимают участие многочисленные литературные и всевозможные ученые ассоциации. Но как холодно все, как пышно-торжественно в ложноклассическом стиле. Эти адреса, свернутые в скрипучие свитки — на голубом шелку с кистями на серебряных шнурках, — гроб глазетовый, — видно было из партера, где мы благодаря М. О. с Елизаветой Борисовной находились, как треугольный каменный Брюсов (он весь в треугольниках: лицо — треугольник, вниз обращенный, а лоб — такой же треугольник, чуть только круче и вверх. Глаза его — маленькие треугольники и скулы острые и угловатые тоже. В черном сюртуке, молчащий и как автомат кланяющийся и пожимающий руки, он был страшен и жалок) смотрел на колеблющиеся кисти, пока читали монотонными голосами стереотипные адреса. Ни одного сверстника! Ни одного сотоварища по действительным литературным связям. Ни одного искреннего поздравления, горячего привета. Один лишь раз повеяло теплом, когда армянские народные певцы чествовали его по народным обычаям Армении. Он их сазандари. К ногам народного поэта после пропетой ему песни кладет народный армянский певец свое тари (инструмент — вроде нашей мандолины). Театр единственный раз аплодировал по-настоящему. Брюсов чуть-чуть растерялся. Жал руку певцу и явственно растрогался.
Так проходила официальная часть чествования в понедельник 17 декабря в Большом театре. За несколько дней до того Пастернак советовался со мною: можно ли, должно ли принять участие в чествовании? Маяковский и Асеев в нем не приняли никакого участия. Ив. Аксенов мне рассказал, что с «черного хода» они забежали в ложу к Брюсову (левая ложа у сцены — царская бывшая или великокняжеская) и поздравляли его «частным образом» Среди поэтов, написавших стихи, посвященные Валерию Брюсову, нет никого из сверстников, если не считать Рукавишникова11. Остальные — чуждые Брюсову до конца. Я горячо говорил Борису, что нет нужды становиться в этот день в позиции литературной борьбы, оппозиции и т. д. Пастернак написал Брюсову. Стихи удивительные. Там есть такие строчки:
Где Вас, как вещь, со всех сторон покажут
И золото судьбы посеребрят,
И, может, серебрить в ответ обяжут!
И еще:
О, весь Шекспир, быть может, только в том,
Что запросто болтает с тенью Гамлет.
Так запросто же! Дни рожденья есть.
................................ снесть12
Пережитого слышащихся жалоб, —
так стихотворение кончается. В середине есть строфа, поразившая меня:
Что Вы дисциплинировали взмах
............................... 13
И дьяволом недетской дисциплины...
Теперь мне вспоминаются еще его строки:
Что мне сказать? Что Брюсова горька
Что ум черствеет в царстве дурака,
Что трудно улыбаться мучась... 14
Читал я и стихи И. Аксенова — эти: торжественная речь и пафос их, пожалуй, выдержан хорошо, но это все не по-моему. Единственными я считал стихи Бориса. <...>
Однако возвращаюсь к чествованию. Среди телеграмм и адресов упоминались все республики Союза, университеты, театры, академические общества и т. д. 1де-то даже в Берлине в тот же день тоже устраивалось «чествование», — шутя мы говорили: в Торговом представительстве — очевидно!.. Адресов в папках и без папок, в виде свитков и просто на листах — завален целый стол. Камерный театр преподносит макет «Федры». Госиздательство — кожаную папку с адресом. Литературный институт получает название: «имени Брюсова»... остального даже нечего упоминать — включая сюда путаную речь (о, как красноречиво!) А. В. Луначарского15. 10 января 1924 г.
— С. Бобров, Б. Пастернак, К. Локс, какая-то поэтесса Феррари17, врач, фамилии которого я не помню, — вот компания, которая собралась в Ба-ховском биохимическом институте у химика Збарского вечером 19 декабря. Я был приглашен Б. П. 18 с Сер. Павл. 19 <...> Лундберг не показался мне слишком значительным, однако я понял, что в этом человеке вызывает у всякого чувство настороженности и недоверия. Он — человек большого, жестокого и, я сказал бы, развратного честолюбия. Посмотрим, оправдает ли ближайшее время эту угаданную мной, кажется, правильно грунд-черту характера.
Записи на отдельных листках
рошем настроении — уехал и вышел отец Матфей... 20
Получил рукопись от Бориса Леонидовича 15-го апреля 1927 года21 вечером, когда Борис Леонидович пришел, чтоб поговорить о своей поездке за границу. Пришел он после прощания с Владимиром Владимировичем Маяковским, уезжающим на месяц в Варшаву и Берлин (кажется)22. Мы говорили о вечере, проведенном накануне у Григория Яковлевича Сокольникова23, о людях, его окружающих, о смысле событий, поставивших под удар судьбы китайской революции, а вместе с тем и наши судьбы. Мы (я и Елизавета) советовали Боре очень осторожно решить вопрос о поездке. Я же предостерегал его от безысходного порочного круга зарубежных людей, не способных ни надеяться, ни любить, ни оплакивать, ибо они давно уже по отношению к России живут мертвою, автоматическою жизнью, — и, зная, что к некоторым из этих людей (я думал о Марине Цветаевой) Боря относится иначе, чем я, — прямо говорил Боре, что боюсь для него гипнотического влияния, могущего и его втянуть в порочный круг безысходного духовного состояния. Поэтому, говорил я, если только Боря знает, уверился в оседлости своей в нашей России, может он поехать без опасности для себя... (как для крупнейшего поэта России, как я при этом думал). Боря знает себя — жизнь воспитала в нем великое сознание своих прав, — я верю, что он еще вырастет на этой трудной полосе своей жизни, как он рос в течение этих двух лет, муштруя свой поэтический гений. Его одержимость — лучший водитель, чем так называемая воля. (О «безвольности» — говорила мне Евгения Владимировна, жалуясь на «женскую стихию» — и капризы — Бориса.)24 Эта одержимость спасала его не раз и удержала на высоте поэтической непримиримости в эпоху поэтического распада, продажности и лжи поэтов.
ции — расплаты за поражение на Востоке, на Востоке — ради которого мы и жили эти два года, как мы жили. Вся подавляемая усталость и весь строй конечной нашей жизни были обращены на Восток — ради Востока, и вот теперь пораженье. Если он уедет — от этого он будет избавлен...
16 апреля 1927г.
* * *
28 апреля 1927 г. Борис Пастернак вернул ряд книг, из которых почерпнул немало материала для поэмы «Лейтенант Шмидт». Начиная еще со времени работы над «1905»25 Боря неоднократно обращался ко мне за теми или другими книгами, необходимыми ему по работе, иногда указывая лишь тему. К сожалению, немногое сохранил я в памяти из того, что относится к 1905 году, — многие книги я доставлял ему в собственность, т. е. без необходимости возвратить, — из книг редакции или моих личных. Записываю здесь книги, им возвращенные вчера:
«Лейтенант Шмидт, воспоминания сестры». Редакц. Изд. Отдел Морского Комиссариата. Петроград, 1925. <...>
2) Дм. Сверчков. Проблески света. ГИЗ Украины, 1925. Стр. 185 (Из книги «На заре революции»), — взято Борисом для «1905 г.» Отметок нет.
«Пролетарская революция», журн. № 10 (22) за 1923 г. Статья В. Дробота «Севастопольское восстание 1905 г.» (окончание), — посылалось Боре начало. Тоже из редакции в собственность.
4) Савинков. «Конь бледный», — Боря предполагал писать о Каляеве или Сазонове. Ему были доставлены мной книги:
6) «Каторга и ссылка», № 5,1922 (статья Пирогова: «Смерть Сазонова»).
7) № 9 (2), 1924 год, «Каторга и ссылка» (Статья Жуковского-Жука о Мазурине).
— и небольшая часть.
PP. S. Он только что, легок на помине, звонил мне: справлялся о здоровье моего сынишки, нежен и внимателен, как никто!
* * *
И первое слово: как когда-то, должно быть отдано Боре Пастернаку.
Несколько недель тому назад, 14 или 15 февраля Пастернак читал мне окончание «Охранной грамоты». Это то, что я всегда называю «Волхонской хроникой» — так, как в самом начале думал озаглавить эту повесть-автобиографию сам Пастернак. Она родилась из посвящения памяти Рильке; смерть его несколько лет тому назад до слез, до муки взволновала Пастернака — он и известие об этой смерти получил в минуты, когда мысленно был обращен к нему26.
Яков Захарович Черняк (1898-1955) — критик, историк литературы и общественной мысли в России. Участник революции и гражданской войны. В 1922-1931 гг. работал в журнале «Печать и революция» и издательстве «Земля и фабрика». В 1931-1932 гг. старший научный сотрудник Государственной Академии искусствоведения. В 30-х годах был ученым секретарем издательства «Academia». Автор книги «Огарев, Некрасов, Герцен, Чернышевский в споре об огаревском наследстве» (по архивным материалам). М. -Л., 1933; подготовил специальное издание трудов Н. П. Огарева с обширными комментариями, вышедшее в Политиздате (1952, 1956). С Б. Пастернаком Я. Черняк познакомился в журнале «Печать и революция», после того как была напечатана в 1922 году (кн. I) рецензия на книгу Пастернака «Сестра моя жизнь» (вышедшая в издательстве 3. Гржебина в 1922 г.). В этой рецензии он писал: «"Сестра моя жизнь" симптоматична для всей русской поэзии. Она знаменует собой поворот от непримиримости школ (их односторонности) в такой же мере, как и от эклектизма, столь милого сердцу "уставших" <...> Художественная критика не разойдется в оценке редких по изобразительности и музыкальности стихов, построенных непринужденно и дерзко, в то же время в сложнейшей, сознательной культурной преемственности. Культурная традиция крепкой тканью соединяет лирические стихи книги в твердый культурный факт... Эта работа привела его к просветленной, а в отдельных стихах... к пушкинской ясности и простоте формы».
1. Речь идет о поэме «Высокая болезнь».
«Высокая болезнь». Поэма все же была напечатана в «ЛЕФе» (№ 5 за 1924 г.).
5. Николай Николаевич Вильям-Вильмонт (1901-1986) — историк литературы, германист, переводчик с русского на немецкий и с немецкого на русский, признанный знаток Гёте, автор книг «Великие спутники» (1966) и «Достоевский и Шиллер» (1984), «О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли». М., 1989. Познакомился с Б. Пастернаком весной 1920 года. Сестра Н. Вильям-Вильмонта — Ирина Николаевна (1899—1986) — вскоре стала женой Александра Леонидовича Пастернака.
6. Петр Семенович Коган (1872—1932) — историк литературы и критик, профессор 1-го и 2-го МГУ и других вузов. С 1921 года президент Государственной Академии художественных наук, в ведении которой находился Литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова. В РГАЛИ в архиве П. С. Когана сохранилось письмо Б. Пастернака в защиту отчисленного из института Н. Н. Вильям-Вильмонта (см. т. VII наст. собр.).
8. Варвара Александровна Монина — поэтесса, в то время жена С. П. Боброва.
—1925) — философ, историк литературы и русской общественной мысли. Участвовал в сборнике «Вехи» (1909). Один из создателей Всероссийского Союза писателей. Его перу принадлежат книги о Пушкине, декабристах, Чаадаеве, Грибоедове, Герцене и Огареве и др. Был близким старшим другом и наставником Я. 3. Черняка. С 1919 года Я. Черняк жил в одной квартире с М. Гершензоном и его семьей.
10. Неточная цитата из стихотворения А. К. Толстого «Василий Шибанов».
— поэт и прозаик, автор многочисленных романов, еще при его жизни вышло 20-томное собрание его сочинений (1901-1925). В это время был профессором Московского высшего литературно-художественного института, где читал курс стиховедения.
12. В рукописи пропущена строка стихотворения, которую, очевидно, Я. Черняк не запомнил: «Так легче жить, а то почти не снесть...»
13. Пропущена следующая строчка: «И были домовым у нас в домах».
«Что не безделка — улыбаться, мучась?»
«Я прочитаю стихи о Пушкине и Мицкевиче, вариация — подражание уважаемому моему сотоварищу Борису Пастернаку, вариация на тему "Медный всадник"» («Литературное наследство», 1976, т. 85, с. 240).
16. Евгений Германович Лундберг (1887-1965) — прозаик, переводчик, автор известной книги «Записки писателя» (Л., 1930). Слова Черняка о честолюбии, очевидно, были вызваны тем, что Лундберг в 1921 году в Берлине издал брошюру своего учителя Льва Шестова «Что такое большевизм» в издательстве «Скифы» и сам же уничтожил ее тираж. При этом он не выплатил издательству и свой долг.
17. Елена Константиновна Феррари (псевдоним Ольги Федоровны Голубевой; 1899—1939). В годы гражданской войны работала в подполье на Украине. Автор книги «Эрифилли», вышедшей в 1923 году в берлинском издательстве «Огоньки». Переписывалась в 1922-1923 годах с Горьким (см.: «Литературное наследство», 1963, т. 70. «Горький и советские писатели»).
18. Борисом Пастернаком, ю С. П. Бобровым.
беж не только в его писательской биографии, но в биографии духовной. Отец Матфей — Ржевский протоиерей — оказал серьезное влияние на мировоззрение Гоголя.
21. Пастернак подарил Я. Черняку беловую рукопись третьей, и последней, части «Лейтенанта Шмидта» (13 листов большого формата). На первом листе: «Спасибо, дорогой Яша, за помощь, без которой, я, м. б., этой трудной части и не поднял». На 13-м листе: «12/IV. 1927. Б. Пастернак».
В архиве Черняка сохранился план Б. Пастернака: «Оставить в планировке номера шесть еще примерно строк на 60. Шмидт на суде. (Частник). Казнь. Верстку апрельского. Гранки майского. Сколько времени 240 стр. Еще до майских гранок». На оборотной стороне этого листка пояснения Я. Черняка: «Автограф Б. Пастернака 31 марта после окончания 3-й части "Лейтенанта Шмидта" (к 31 марта 3-я часть была дописана до строфы "Плотной кучей в сорок три шеи, к папкам обвинительного акта, в смертный шелест сто второй статьи"), — осталось дописать лишь Шмидта на суде, быть может, еще и Частника, а затем — Казнь или, б. м., только утро после казни. Так мне говорил Б. Л. вечером 31 марта, прося передать В. Полонскому, что он просит оставить в майском номере журнала "Новый мир" места еще строк на 60. Это и записано рукой Б. Л. на обороте. Последний вопрос — это о крайнем сроке представления окончательного текста, в гранки Б. Л. предполагает внести сильные изменения. 2/IV. 1927» (РГАЛИ).
22. 15 апреля 1927 года Маяковский выехал за границу — в Польшу, Чехословакию, Германию, Францию. Вернулся в Москву 22 мая.
—1939) — старый большевик. Учился одновременно с Пастернаком в 5-й Московской гимназии. Был членом ЦК и послом СССР в Великобритании. Осужден по делу «параллельного антисоветского троцкистского центра» вместе с Пятаковым, Серебряковым и Радеком 30 января 1937 года.
— художница, первая жена Б. Пастернака.
25. Сохранилось письмо от 25 июля 1925 г., в котором Пастернак просил Я. Черняка о книгах для работы (т. VII наст. собр.).
26. Запись сделана в 1931 году, когда в «Красной нови» (1931, № 4, 5—6) появились 2-я и 3-я части «Охранной грамоты», оконченной в феврале 1931 года. Об огромном значении, которое имел для него Рильке, умерший в декабре 1926 года, Пастернак писал: «Тогда ближайшей моей заботой стало рассказать об этом удивительном лирике и об особом мире, который, как у всякого настоящего поэта, составляют его произведения... задуманная статья превратилась у меня в автобиографические отрывки о том, как складывались мои представления об искусстве и в чем они коренятся. Этой работе, которую я посвящаю его памяти, я не придумал еще заглавия» (см. т. V наст. собр.).