Борис Пастернак в воспоминаниях современников
Татьяна Толстая

Татьяна Толстая

Из дневниковых записей

В первый раз я была у Пастернака в 1926 году от журнала «30 дней» с просьбой дать статью, которую у меня просили в журнале. После долгих переговоров он согласился, пришлось ехать к нему (против храма Христа), хотя этого не хотелось. Пе­редняя — она же по московской тесноте и столовая, где на стене висит громадный портрет работы, верно, его отца. Сын его Же­ня сидел подвязанный салфеточкой и что-то ел, было ему около двух лет. Сын поразил меня своим развитием — показал картин­ки каких-то диковинных рыб, не путая их названий и даже на­чал угощать киселем. Мать смеялась. Вышел Б. Л., и меня пора­зила его порывистая речь, исключительная экспансивность и умение сосредоточиваться на теме, когда говорит. Это же под­твердилось, когда его я видела у Чугуновых1. Его заставили слу­шать композитора Сараджева2, и он слушал чрезвычайно добро­совестно. Потом он сразу выразил в необычайно деликатной форме то, что мы все думали. Слышатся отдельные композито­ры, местами Шопен, Бетховен, Шуман и странно, что одна тема переходит в другую, Чайковский в «Сон на Волге»3, и это изум­ляет, однако, связи нет, потому что своего, сараджевского, не чувствуется.

В разговоре поразило его благородство по отношению к по­этам и людям: он обо всех отзывался очень беспристрастно и бла­гожелательно — у него нет дурной закваски и обиды к людям, хотя ему уже 32—33, и, верно, ему пришлось много претерпеть. В частности, он очень нуждается в деньгах, но и об этом говорит как-то по-философски.

— Пастернак сказал: «А я нигде не бываю и не знаю многих, потому что иначе и работать нельзя».

Стихи он свои читал, затрудняясь, видно, не помнил их наи­зусть, да и не знал, что станут просить — читал о лейтенанте Шмидте. После него читала какая-то девочка лет 16, потом Зуба-кин4, потом я — он добродушно похвалил девочку, одобрил Зуба-кина, а мне ничего не сказал. Когда уже уходили, я сказала — по­чему же вы обо мне ни слова? Он сконфузился и громким голо­сом — это у него, когда волнуется — заговорил: «Но ведь то же дилетанты, а вы профессионал. Я должен посмотреть ваши стихи, прежде чем высказываться окончательно. Но я вижу, что тут дело серьезное».

Спускались вместе с толпой гостей по черной лестнице, он опять подошел, начал говорить, но кто-то из знакомых подошел, он перестал.

22 апреля 1927 я шла по Тверской с Лидой от Алеши5, и обе были мокры от моросящего дождя. Пастернак в своем сером ве­сеннем пальто остановил меня: «Я прочел Вашу книгу6. Как мно­го в ней хорошего. Вы понимаете, что есть стихи, сделанные про­сто так, а у вас кровинка есть».

1927, сентябрь?

<...> в конце разошелся <...> и начал смотреть не киноартистку Солнцеву, сидевшую напротив него, она спросила:

— А что значит — «снег падал со вчера»8? Это нечаянно или нарочно?

— Ну конечно, нарочно! Я же умею говорить правильно. Но мне кажется, что вместо того, чтобы сказать «со вчерашнего дня», лучше, короче и выразительнее сказать. Вот, например, не­давно один вузовец приставал, что надо переменить падеж в строчке «стекле и цемента» (или наоборот, не помню)9. Он прав, грамматически надо, но я не могу, мое ухо требует так.

Он вздохнул:

— А я-то думал, что это стихотворение стало классическим. А тут разговоры — «со вчера»! Да, конечно, я так и хотел сказать!

— Потребность в ритмической речи у крестьян удивительна. Когда мы были на даче (он назвал подмосковную), то наша (не то хозяйка, не то прислуга) в какой-то праздник или святого позва­ла нас всех. Поставила угощение — пряники, орехи и прочее, все мы сидели — тихо. Потом встосковалась: «Ох, как стихов хочет­ся». Она сказала как-то проще — кажется, стишков. Она не знала, кто я, но попросила меня читать «Евгения Онегина» — я читал долго. Все слушали очень внимательно — потом начали играть на гармошке и прочее. — Пастернак смеялся губами.

Я попросила его надписать книгу.

— Сейчас.

Он вышел, потом сердился, что нет чернил у Артема, взял хи­мический карандаш — надписал: «Настоящей Толстой — во имя существа». Спросил: «Вы понимаете, что это значит?» Потом не­ожиданно поцеловал в левый угол рта. Тревожно спросил: «Мо­жет быть нельзя?» «Я ответила: «<Прекратите>, вам все можно».

Надо получить подпись-рекомендацию для «Никитинских субботников». Накануне позвонила ему от Маруси10.

— Ведь вы же знаете, как я к вам отношусь, — и тогда я вам книгу надписал — это же недаром.

Подпись обещал дать с удовольствием — просил приехать за­втра утром. Дети шумели, и слова его я слышала плохо. На следую­щий день я долго тарахтела, пока открыли (живут они без звонка).

В передней комнате-кухне жарилось мясо. Прислуга позвала его. Он вышел из спальни — тоненький, в черной вязаной курточке — лицо смуглое, словно загорелое и исхудавшее, губы побледнели, волосы свисали, как обычно. Заинтересовался отзывом обо мне Вяч. Иванова:

— Постойте, покажите, мне интересно.

Читал внимательно, мгновенно подбираясь и сосредоточи­ваясь, потом опять убежал подписывать, опять стучали, пришла соседка, потом его жена, все куда-то спешили, торопились и он сам метался. Рассказывал, что у сына воспаление почечных лоха­нок, а у него болит рука, — мылся и неловко повернул, а летом, в первый раз растянул, когда пригибал орешник на даче. Улыб­нулся смущенно своей «детскости».

— И вот так целый день суета, даже 10 минут в день не могу выбрать сделать гимнастику, а доктор сказал, что необходимо.

Жена сказала, что они собираются менять квартиру — с Вол­хонки на Якиманку и только не могут разобрать, не сырая ли она? Хотя комнаты меньше, но у всех свой угол. Пастернак сказал, что он выйдет со мной, когда я уходила. Он бросил пальто жене, она поддержала, он с трудом, морщась, продел левую руку. Пальто старенькое, я была в грусти, так как он стеснялся его и смотрел растерянно. На улице рассказывал, что пишет для «Нового мира» статью о Рильке, немецком поэте11:

— Я ведь не знал, что он меня знает, а оказывается, знал, я написал тогда ему письмо — от ответил очень длинно и ласково благословил меня. Вскоре он умер. Это очень грустно — он ока­зал на меня большое влияние.

— привычкой воспитанного челове­ка. Говорил еще, что очень собирается за границу поработать и по­жить возможно подольше, а то в нынешних условиях тяжело что-то выжать из себя. Когда вокруг ходят и с утра надо вставать рано, спать не дают, а когда хочется работать, то телефон и тысячи раз­ных дел. Видел, что я стесняюсь, поэтому говорил сам и манерой нежной внимательности наклонялся каждый раз, когда я говорила.

— Если бы возможно! Ох, если б было возможно, поехал бы во Францию, я разлюбил ее после войны и вообще послевоенно­го времени, но Лафорг12 оказал на меня слишком глубокое впе­чатление.

Подошли к трамваю. Он поцеловал руку, вдруг крикнул ласково:

— А почему вы меня удержали? Я бы вам дифирамб на­писал!

Трамвай подошел, я стала на подножку и опять почувствова­ла его руку, обернуться уже не было сил.

— когда видишь каждую жилочку, когда ощущаешь живое существо, из нескольких тысяч слов можно записать толь­ко десятки — грустно.

Первый разговор о Пастернаке был с Вяч. Ивановым. Я ему принесла книжку «Сестра моя жизнь», был год 20-й13, книги ра­зыскивались туго.

— Вот, мне нравится. Вяч. Иванов:

— Ну что же, мне давно уже нравится. Широкий масштаб, но автор молодой, иногда дает <срывы>. А почему «Сестра моя жизнь»?

— Франциск говорил: иду проповедовать сестрам моим рыбам.

— Сами вы рыба. Надо антитезой: сестра моя смерть — ска­зал Франциск Ассизский. А имеет ли он право так называть свою книгу?

— Имеет. Блажен и тяжел.

— Почти так. А разница?

— Тот попросил перед смертью миндального пирожного, а это попросит шампанского.

— Все правильно, но надо говорить более академически.

Он был у нас в июле.

О Вяч. Иванове: «Мы с Балтрушайтисом спорили: неужели Вячеслав всегда говорит в напыщенном тоне? Спрятались как-то в кусты и начали кричать, как совы. Мы жили все на даче. Вяче­слав в верхнем этаже — вышел он на балкон и говорит:

— Вера, ты знаешь, как будто кричит сова. А ты знаешь, что это мне напоминает? Грецию.

И тут же, на балконе объяснил ей приметы греков на этот счет. Мы сидели в кустах и было совестно и неловко пошевелить­ся. Наконец выскочили и убежали. На следующий день за обе­дом Вячеслав в точности повторил свои рассуждения, в еще бо­лее высокопарной форме. Так мы не дождались от него простого разговора14».

­тался недоволен, что к нему они приезжали, так как он не нашел в них ничего замечательного. Я ему написал: «Напрасно. Вы мо­жете требовать от людей порядочности, честности, умения себя держать наконец, но одаренности Вы не имеете права требовать. По отношению к ним Вы были как бы рождественским дедом. Вы осчастливили людей, — достаточно и этого, если даже это и просто рядовые люди». Горький рассердился и написал, что мое письмо сплошная истерика и что нам не о чем переписываться15. Ну что же делать. Потом он тут меня увидел, ласково встретился, сказал, что следовало бы встретиться еще, но не назначил дня.

— Теперь, после болезни, я так исхудал, что губы мои еще больше выпятились; ну, словом, когда я просыпаюсь утром — гу­бы мои лежат отдельно на подушке, и я их вижу.

Примечания

Татьяна Владимировна Толстая (1892-1965) — поэтесса, под псевдо­нимом Вечорка выпустила несколько стихотворных сборников, автор исторических романов о Бестужеве-Марлинском, Лермонтове и Рылееве, мемуарист. Ее записи о Пастернаке были опубликованы А. Е. Парнисом в «Приложении к Литературной газете», февраль 1990.

1. Хозяйками квартиры были не Чугуновы, а писательница Ольга Петровна Рунова (1864-1952) и ее дочь концертмейстер Н. А. Мещерская (1892-1966).

— звонарь-композитор, ему посвящена повесть А. И. Цветаевой «Московский зво­нарь».

3. «Сон на Волге» — опера А. Аренского.

4. Борис Михайлович Зубакин (1894-1937) — археолог и поэт-импро­визатор, богослов, друг А. И. Цветаевой.

5. Дочь Т. В. Толстой — Лидия Борисовна, в замужестве Либедин-ская и брат Т. В. Толстой, историк Алексей Владимирович Ефимов (1896-1971).

6. Имеется в виду книга стихов Татьяны Толстой «Треть души» (изд. Московского цеха поэтов, 1927), подаренная автором с надписью: «Б. Л. Пастернак. Т. Толстая. Москва, 1927».

— автор романа «Россия, кровью умытая».

8. Речь идет о строчке из первой редакции главы «Детство» из поэмы «Девятьсот пятый год»: «Снег идет со вчера. / Он идет еще под вечер. / За ночь / Проясняется». В окончательном варианте разговорная форма заме­нена книжной: «Снег идет третий день».

9. Из стихотворения «Пространство»: «И тянется рельсовый след / В то­ске о стекле и цементе».

10. В издательстве «Никитинские субботники» предполагалось выпус­тить книгу Т. Толстой о Рылееве. Маруся — Мария Константиновна Ефи­мова (1896-1975?) — двоюродная сестра Т. Толстой.

11. Имеется в виду «Статья о поэте», которая в процессе писания ста­ла «Охранной грамотой», и обмен письмами с Рильке весной 1926 г.

«Жалобы» и «Подражание Богородице-Луне». Пастернак вспоминал, что какое-то время писал под сильным влиянием Лафорга (утерянная им «Лафоргианская тетрадь» упоминается К. Локсом).

«Сестра моя жизнь» вышла летом 1922 г.

14. Имеется в виду лето 1914 г., которое Пастернак провел домашним учителем у Балтрушайтисов, соседом которых был Вяч. Иванов с женой Верой Константиновной Шварсалон (1890-1920).

­нак писал по поводу поездки Б. Зубакина и А. Цветаевой в Сорренто: «... На Ваше приглашенье смотрел, как на рождественскую сказку, вкус же к таким метаморфозам прямо у меня связан с тем чувством к людям, которое сами Вы во мне Вашей деятельностью воспитали. Я душой радо­вался их поездке, как чуду, свалившемуся с неба» (см. т. VIII наст. собр.). Пастернак виделся с Горьким после его возвращения в Москву в 1933 г.

Раздел сайта: